В настоящее время в главном храме Иверского монастыря — Успенском соборе — проходят большие реставрационные работы. Художники-реставраторы восстанавливают там настенную живопись. Внутри храм весь обнесён лесами. Огромное количество настилов снизу доверху и лестниц, ведущих на самый верх под центральный купол, позволяет реставраторам работать практически в любой точке собора.
Настенная живопись храма требует реставрации. Несколько десятков лет назад под сводами внушительного по своим размерам здания велись работы по восстановлению живописного слоя, но до наших дней он дошёл в неважном состоянии. Есть места, где он осыпался совсем, и, глядя на них, можно только догадываться, что было изображено когда-то старыми мастерами, расписывавшими собор. В некоторых местах, невзирая на обилие трещин, живопись осталась, судя по внешнему виду, в не таком уж плохом состоянии. Видимые разрушения живописного слоя не пощадили ни ангелов, ни святых, ни Богоматерь, ни Христа. Присмотревшись внимательно, можно увидеть множество картин по библейским сюжетам: такие, как «Омовение ног», «Снятие с креста», «Положение во гроб» и другие. Это то, что множество раз писали не только мастера храмовой живописи, но и такие художники, как Веронезе, Караваджо, Рембрандт и другие, полотна которых хранятся в крупнейших музеях мира.
Реставрационные работы продолжаются каждый день с утра во время открытия собора и практически до наступления темноты. В храме посменно трудятся художники-реставраторы из Нижнего Новгорода, Москвы. Об этом сообщил один из них, Михаил Балдин, работающий здесь, на Валдае, от нижегородской фирмы ООО «Византия». Он и его коллеги Любовь Батанова и Евгений Логинов, с которыми он работает постоянно уже много лет, до этого восстанавливали живопись в храмах Московской, Нижегородской и других областей центральной России, многим из которых наше время, не обременённое отрицательным отношением к церкви, подарило ещё одно рождение. Здесь, по их словам, живопись сохранилась лучше всего в верхней части реставрируемого здания. Возможно, из-за того, что там было меньше сырости.
Все восстановительные работы идут сверху вниз. Сначала художники тщательно промывают роспись, делая понятным для себя, что конкретно нужно восстанавливать. Затем укрепляют имеющийся красочный слой специальными растворами на клеевых основах. Потом шпаклюют те места, которые осыпались. И лишь после этого по-новому пишут разрушенное господином, имя которому Время.
После укрепления и восстановления соборную масляную живопись реставраторы покроют специальным лаком. Это в известной мере сохранит её от влаги, свечной копоти и пыли. Потом через много лет её можно будет освежить, просто почистив.
Реставрация после предварительной подготовки, укрывных работ в алтарной части храма, установки современных лесов, имеющих железные несущие конструкции, началась несколько недель назад и будет проходить в течение многих месяцев.
Д. Тарасов
Фото автора