Никоновская башня
Home » История » Музей

Музей

НИКОНОВСКИЙ МУЗЕЙ

(основная концепция создания музея в Валдайском Иверском монастыре)

I. Первый этаж — холл:

1. Книжно-иконная лавка и торговля образцами творчества братии монастыря. Небольшая экспозиция творчества братии монастыря: глиняные колокольчики о. Бориса, расписные колькольчики о. Пимена, деревянные тарелки о. Пимена, расписные срезы и т.п.

Лавка одновременно переходит в гардероб для туристов (подобие лавки-гардероба «Музея валдайского уезда»).

2. Ведущая колонна, на ней по периметру — планшеты конца 80-х г.г. 20 века «Планирование туристского использования Иверского монастыря» (т.е. открытие ресторана в ц. Богоявления с летним садомв алтаре церкви, оборудование баров в Никоновской (Михайловской) башне и амбаре и т.п.

3. «В назидание потомкам» на стенах холла и в оконных нишах — репродукции фотографий И. Билибина и В. Машукова 1903-04 г.г. Благолепия «как было», а на колонне — планы большевистского туризма «что могло бы быть».

II. Лестница 1-2 этажей:

1. Стена, примыкающая к лестнице между первым этажом (холлом) и вторым (музеем), экспонирует образцы русских рушников с вышивками, т.к. рушники — это неотъемлемая принадлежностьрусской православной культуры. Рушниками и пеленами с вышивками всегда украшли иконы.

2. Стена вторая, южная, примыкающая к лестнице между первым и вторым этажами, экспонирует репродукции гравюр и рисунков монастырей «Вехи жизненного пути патриарха Никона»,

3. Монастырская экспозиция располагается по часовой стрелке и начинается от колонны, обшитой в форме куба. Она должна привлекать к себе внимание поднимающихся по лестнице. Колонна «Патриарх Никон — столп православия». На ней по периметру расположены увеличенные цифровые репродукии «Парсуна патриарха Никона с клиром», «Грамота об утверждении патриаршества на Руси 1589 года». Короткий экскурс: что такое патриаршество и история возникновения патриаршества на Руси. Также история возникновения Парсуны «Патриарх Никон с клиром». Фотографии коралловых четок и панагии, изображенных на «Парсуне» и сохранившихся до наших дней (Воскресенский монастырь «Новый Иерусалим» на Истре). Также фотографии некоторых личных вещей: вериги чугунные, часы, сакос (монастырь «Новый Иерусалим»). На других сторонах колонны — репродукции портретов патриарха Никона: В.Г. Шварц «Патриарх Никон в Ново-Иерусалимском монастыре» и Стевхей Иофанович Шуропский «Святейший патриарх Московский и всея Руси Никон».

III. Переход от колонны к стене (у лестницы).

1. На стене расположен настенный планшет (фон планшета, а также фон остальных витрин — зеленый, т.к. это цвет патриаршей мантии), на нем расположены предметы быта: гвозди, эелементы ковки, ручная прялка (дер.), полоскалка, волокуша и т.д. По бокам планшета располагаются два напольных кубика (также зеленых). На первом кубике (ближайшем к лестнице) — мельничный жернов, на втором — механическая деревянная прялка. В монастырях всегда были мельничные, кузнечные промыслы, также монахи всегда занимались рукоделием, поэтому не удивительно видеть в монастырской экспозиции ручную и механическую прялки.

2. Витрины располагаются в простенках между окнами. В первой витрине — образцы изразцов и эмалевая мелкая пластика (литье): крест, иконный складень, эмалевая иконка «Взыскание погибших». Вторая витрина экспонирует образцы иконных окладов (оклад «Ветхозаветная Троица», «Благовещение» (размером в человеческий рост) и образцы металлической и стеклянной пластики (блюдце. Чашка для запивки, стеклянный подствечник «Распятие»). Над окнами расположены репродукции рисунков Мейерберга «Иверский монастырь», «Патриарх Никон в монашеском одеянии». В витрине с образцами монастырских изразцов — крупная фотография изразцового наличника из архиерейского корпуса (единственный сохранившийся). Небольшой экскурс: «История изразцового дела, дальнейшее распросранение по России: Зеленецкий монастырь, Никола на Вяжищах, Ново-Спасский монастырь»; «Стандартизация строительного кирпича патриархом Никоном». Образцы кирпичей монастыря.

3. Третья витрина экспонирует чемоданчик земского врача, «монастырского» (монастыри изначально врачевали не только души, но и тела). Кроме чемоданчика с медицинскими инструментами, в витрине очки и чернильница, найденные под половыми досками первого этажа архиерейского корпуса, серебряный подстаканник, монеты и нательные крестики, найденные в земле монастырской площади, около стены Казначейского корпуса.

4. Между витриной с иконными окладами и витриной монастырского врача расположен напольный кубик с колоколом. В простенке над окном — оригинал гравюры «Иверский монастырь, вид северо-западной стороны» архитектора А. Микишева, находящийся в офисе погибшего фотографа-альпиниста Вячеслава (переговоры с женой?).

5. Западная стена с тремя витринами заканчивается, упираясь в угловой напольный подиум «Монастырская келия»: топчан, покрытый лоскутным одеялом, около топчана — лапти, на топчане — берестяная котомка. Рядом с топчаном — круглый стол, покрытый вязаной крючком скатертью и венский стул (родной стул братьев Тонети). На столе ксерокопия открытки-письма монаха к матери (из «Музея Валдайского уезда»), старая книга «Псалтырь», четки, глиняные подсвечник и лампада, стеклянные бутылочки (для лампадного масла или святой воды?) с изображением образа Иверской Божией Матери и праведного Иакова Боровичского, брошюрки «Благословение святого града Иерусалима» и т.п. На стене — икона «Ветхозаветная Троица» (оклад от которой предлагается к экспозиции в соседней витрине) или икона Николая Угодника (потемневшая и обгорелая).

IV. Переход к следующей стене (северной).

  1. Витрина «Книгопечатание»: книги «Раскольничий розыск» и «Жития святых, январь», также репродукуции титульных листов: «Рай мысленный», «Сказание о Иакове Боровичском», «Сказание об Иверской иконе Божией Матери», изданных патриархом Никоном в Иверском монастыре.

  2. Рядом с витриной — напольный кубик с переплетным станком. На стенах — репродукции с изображением крестных ходов с Иверской иконой Божией Матери. Экскурс «История Иверской иконы и крестных ходов».

  3. Стена заканчивается лестницей на третий этаж — «Библиотеку». В закутке под лестницей, между вторым и третьим этажами, располагается небольшой зеленый уголок (цветы).

V. Переход от зеленого уголка к восточной стене.

1. Витрина «Отношения патриарха Никона и царя Алексея михайловича», экспонирующая репродукции:

— портрет патриарха Никона из «Титулярника»

— парсуна Алексея Михайловича

— изображение «Патриарх Никон и Алексей Михалович»

— Изображение «Патриарх Никон и Алексей Михайлович» в Сийском иконописном подлиннике.

Репродукции икон: «Господь Вседержитель с припадающими святителем Филиппом и святейшим патриархом Никоном» и «Кийский крест с предстоящими».

Фотография золотой чаши (подарок патриарха Никона царю Алексею Михайловичу).

Экскурс об одноглавом орле на Никоновской (Типографской) башне и желании патриарха о единовластии церкви над государством, о сути ссоры «премудрой двоицы».

2. Следующая витрина «Облачения» экспонирует омофор и епитрахиль с поручами, а также репродукции гравюр, фотографий известных насельников Иверского монастыря:

— Пахомий-молчальник (фотография оконной фрески Иверского собора) и иеросхимонах Амфилохий (похоронены рядом за алтарем Иверского собора);

— гравюрный портрет архимандрита Илариона;

— фотография архимандрита Леонида.

3. В простенках между виринами на восточной стене располагаются фотографии серебряных вкладов патриарха никона в Иверский монастырь, вывезенные в 30-х г.г. 20 века в музей Ново-Спасского монастыря.

VI. Восточная стена переходит к напольной горизонтальной витрине, расположенной у перил, ограждающих лестницу с первого этажа.

1. По бокам витрины расположены банкетки-короба, в которых могут храниться технически-хозяйственные предметы для наведения порядка в музее. В самой витрине могут экспонироваться книги про патриарха Никона или же расположиться экспозиция «Крестный путь Иверского монастыря 30-х г.г. 20 века», фотографии епископа Иосифа, архимандрита Аркадия, публицистов Михаила Меньшикова и Сергея Нилуса, ксерокопии уголовных дел на насельников монастыря и их фотографии…

— Жизневский А.Н. Поход Великого Государя, Сявтейшего Никона, Патриарха Московского в 1656 году в Тверь, Вязьму и Иверский монастырь. Тверь, 1889.

 

— Гиббенет Н. Историческое исследование дела патриарха Никона. С-Пб, 1882.

 

— Святейший патриарх Никон, — его жизнь, деятельность, заточение и кончина. Москва, 1894.

 

— Архимандрит Аполлос. Начертание жития и деяний Никона, патриарха Московского и Всея Руси». Москва, 1845.

 

— Быковский А.А. Патриарх Никон. С-Пб, 1902.

 

— Гречушкин С.Н. Патриарх Никон. Из русской истории. Москва. 1910.

 

— Никоновские чтения. М, 2002.

 

— Никоновские чтения. М, 2005.

ЭКСКУРСИИ

Основными особенностями экскурсоводческой деятельности в монастрыре и в монастырском музее являются проповедь, катехизация и миссионерство.

* Хочется сразу оговориться, что речь идет не о мирских экскурсоводах, приезжающих с паломниками из туристических агенств. Речь идет о насельниках монастыря, проведение экскурсий для которых является послушанием.

Каждый насельник монастыря воспринимается здесь как представитель Церкви и, естественно, что по эти людям (тем более, если они еще являются и экскурсоводами), посетителисоставляют себе представление о монашестве, о пастырях Русской православной Церкви. Поэтому, для послушания экскурсоводов в монастыре (или монастырском музее непосредственно), следует отбирать только тех насельников, которые смогут достойно представлять монастырь и его духовную жизнь перед гостями самого высокого уровня.

Экскурсия по монастырскому музею (да и по самому монастырю) предусматривает не только приобщение к художественно-историческим ценностям монастыря, но и знакомство с основами православного вероучения.

Экскурсовод всегда ведет живой диалог с людьми, многие из которых подчас впервые знакомятся с церковным искусством, церковной историей и духовной жизнью Православия и поэтому внимают каждому его слову как, по сути дела, слову пастыря. Немаловажной задачей, стоящей перед насельником монастыря, несущим послушание экскурсовода, является умение контактировать с разными людьми, вне зависимости от их национальности и религиозной принадлежности, а также адаптировать свой рассказ к различным категориям посетителей — от детей дошкольного возраста до академиков и профессоров. Монастырь посещают как паломники — люди уже воцерковленные, хорошо знающие традиции Церкви, так и обыкновенные туристы, многие из которых впервые переступили порог православной обители. Задача экскурсововда — найти подход к каждому посетителю, постараться за небольшое время донести до него на понятном и доступном для него языке самые главные истины христианства. Поэтому каждый экскурсовод должен учиться прежде всего видеть перед собой конкретного живого человека, с его сильными и слабыми сторонами, с его заблуждениями и немощами и быть, по слову апостола Павла, «с эллинами как эллин, с иудеями как иудей».

Это требует от экскурсоводов воспитания в себе таких качеств, как веротерпимость, корректность, уважение к другой точке зрения. Но, в то же самое время, нужно уметь отстаивать позицию Православной Церкви перед лицом секулярного общества и вести полемику как по вопросам веры, так и по актуальным вопросам современности.

Каждый экскурсовод в своей работе сталкивается с самыми различными людьми, многие из которых задают порой самые неожиданные вопросы. Поэтому, во многом от ответов экскурсовода будет зависеть, сможет ли посещение монастыря стать для этих людей началом пути к Богу.

В связи с этим, послушание экскурсовода предполагает владение необходимыми богословскими знаниями для того, чтобы ясно и четко отвечать на различные вопросы. Экскурсоводческая практика стимулирует интенсивную работу над повышением уровня своего образования, т.к. спектр задаваемых вопросов очень часто выходит далеко за пределы темы экспозиции. Экскурсовод должен быть творческой личностью, уметь свободно вести разговор и не бояться трудных вопросов.

Одним словом, экскурсовод — это насельник монастыря, который должен быть и богословом, и исксствоведом, обладать ораторскими и педагогическими способностями, быть катехизатором и миссионером… Он должен дать почувствовать приходящим людям, что вне Церкви невозможно по-настоящему понять церковную историю и церковное искусство…

Добавление комментариев закрыто.