Церковь эта каменная, находится на запад от собора над внутренними монастырскими воротами.
Построена в XVII веке.
В иконостасе этого храма, на северных дверях, изображен св. Архангел Рафаил, а на южных — царь Салимский Мельхиседек.
В обширной паперти этого храма находилась крышка от древней раки св. Иакова Боровичского, в которой он почивал.
К этой церкви с одной стороны примыкает Казначейский каменный двухэтажный корпус, постройки XVII века. К этому корпусу примыкает высокая каменная башня, с шатровым шестигранным верхом; называемая «Никоновскою», украшенная наверху вызолоченным одноглавым орлом. В этой башне, по монастырскому преданию, помещалась Кутеинская типография.
С другой стороны к этой церкви примыкает двухэтажный каменный братский корпус, называемый «Никоновским», тоже построенный в XVII веке. В этом корпусе, во время пребывая в Иверской обители, проживал святейший патриарх Никон.
Описание
Постройка представляет бесстолпный одноглавый одноапсидный храм с галереями по трем сторонам, поставленный на прямоугольный в плане объем Святых ворот с проездной аркой в центре.
Сооружение ходит в комплекс средней линии монастыря, делящей территорию на восточную и западную части. Это градостроительное решение к первому этапу существования ансамбля и сначала было осуществлено в дереве. В 1680-е гг. Афанасий Фомин реализовал данную идею в камне, возведя три постройки. Святые ворота с ц. Михаила архангела, Казначейский корпус и Михайловскую башню.
Ворота и церковь были завершены первыми – в 1685 г. По договору А. Фомин должен был выстроить пятиглавый храм, причем несколько меньшей высоты, чем стоящий ныне. Однозначных данных ни о выполнении этого договора, ни о капитальной перестройке церкви впоследствии нет. Стилистически существующая венчающая часть тяготеет к середине – концу XVIII в. Самое раннее из найденных аксонометрических изображений храма относится к первой половине XIX в. (гравюра А. Макушева), и здесь зафиксирована упомянутая композиция, дошедшая до нас.
Первоначально постройка имела фасадную полихромную покраску по левкасу, впоследствии производились неоднократные штукатурные работы с устройством новой покраски, а в XIX в. в систему экстерьерного декора были введены живописные панно.
В течение XIX в. ворота и церковь подвергались переделкам: завершение апсиды изменили с шатрового на купольное; восточные объемы галереи получили развитый классический карниз; были перебиты, заложены и растесаны часть дверных и оконных проемов; утрачена часть фасадного кирпичного декора; искажена композиция лестницы южного объема ворот.
Монастырь был упразднен в 1918 г. храм перестал действовать в 1920-е гг. Во время великой отечественной войны в нем располагался эвакуационный госпиталь. Возможно, именно в эти годы объем церкви был разделен междуэтажными деревянными перекрытиями. К послевоенному времени постройка дошла в тяжелом техническом состоянии, заполнения ворот, живописный декор фасада и убранство интерьера были утрачены.
В 1960-80-е гг. на объекте проводились ремонтные работы и частичные реставрационные работы – вычинивался сохранившийся декор, по натурным следам было воссоздано шатровое завершение апсиды с тесовым окрытием. В 1990-е гг. на памятнике установлена новая металлическая кровля, реставрационная апсида окрыта оцинкованным железом.
Фундаменты ленточные, из валунов и булыжников на известково-песчаном растворе, находятся в удовлетворительном техническом состоянии.
Стены продольные и поперечные несущие из полнотелого глиняного кирпича на известково-песчаном растворе.
В 2007 году на объекте проведена полная реставрация, с заменой перекрытий и лестницы с приспособлением для Богослужений.