Home » Основы православия » Церковь » Как правильно праздновать православную Пасху

Как правильно праздновать православную Пасху

размещено в: Церковь 0

Как правильно праздновать православную Пасху

Святые апостолы заповедали праздновать Пасху всем верующим: Великую неделю Святой Пасхи да не работают, но да празднуют; она есть неделя Воскресения Господня: и надобно во время ее познавать Пострадавшего и Воскресшего (7-е правило святых апостолов).

В этот день, как пишется в синаксаре, мы празднуем самое живоносное Воскресение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа выражая радость, которою по милосердию Божию обогатилось наше естество; так же празднуем и вражды разрушение.

В эти дни Церковь внушает нам освобождаться от ежедневных забот для радостного общения с Богом, со святыми, между собой и для освящения себя, отпуская верующих в эти великие дни из дома, Церковь разрешает пост.

Что означают пасхальное приветствие и лобзание

Приветствие и лобзание начинается в конце Пасхального утреннего богослужения между священнослужителями.Подобно тому, как женам-мироносицам было сказано Ангелом: пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых (Мф. 28,7), священнослужители выходят из алтаря с Крестом, Евангелием и иконами, становятся пред Царскими вратами, лицом к предстоящим, и тогда находящиеся в храме идут к собору священнослужителей и, целуя Крест, Евангелие, иконы, приветствуют с Воскресением Христовым и лобзают священнослужащих. После этого пасхальное приветствие становится всеобщим, присутствующие в храме приветствуют и лобзают друг друга, и это приветствие и лобзание они несут в свои дома.

Приветствуя друг друга в дни Пасхи словами «Христос воскресе!», мы уподобляемся ученикам и ученицам Господа, которые после Воскресения Спасителя, беседуя о Воскресшем, говорили: Господь истинно воскрес (Лк. 24, 34).

Целование, которое сопровождает это приветствие, означает, как пишется в синаксаре, «соединение с Богом и Ангелами».

«Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» — так приветствуют христиане друг друга от Пасхи до Вознесения.

Зачем мы дарим на Пасху крашеные яйца

Этот пасхальный обычай происходит от святой равноапостольной Марии Магдалины. После Вознесения Господа она с евангельской проповедью пришла в Рим, предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо (в древности приношение яйца было знаком почтения и уважения), сказала: «Христос воскресе!» и таким образом начала свою проповедь.

Окрасив яйцо в красный цвет, святая равноапостольная Мария Магдалина открыла великую тайну благочестия, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца (1 Пет. 1, 18-19).

Одаривая друг друга крашеными яйцами мы, по примеру равноапостольной Марии Магдалины, исповедуем животворящую смерть и Воскресение Господа — два события, которые соединяет в себе Пасха. Как из яйца, из-под мертвой его скорлупы, рождается жизнь, которая прежде была совершенно сокрыта ею, так из гроба, жилища смерти и тления, восстал Жизнодавец, и некогда восстанут в вечную жизнь и все умершие. Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей Божественной веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых.
Почему Церковь освящает куличи и пасхи

Пасха христианская есть Сам Христос Своим Телом и Кровию; Пасха Христос избавитель, как поет Церковь и говорит апостол Павел (см.: 1 Коринф. 5, 7). Поэтому особенно прилично причащаться Тела и Крови Христовых в Светлый день Пасхи. Но так как православные христиане обыкновенно принимают Святые Тайны в продолжение Великого поста и в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особенные приношения верующих, обыкновенно называемые куличами и пасхами, чтобы их вкушение напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе (во многих храмах освящение куличей и пасх начинается в субботу, после окончания Литургии).

Окончив подвиги поста, прекращая говение, православные христиане семейно вкушают благословенную пасху и употребляют ее во всю Светлую седмицу. Видимо, на это семейно-радостное вкушение пасох указует святитель Иоанн Златоуст в своем слове на Пасху, в котором он призывает всех к радостнейшему ее торжеству: «богатии и убозии, ликуйте друг с другом: трапеза исполнена, все насладитеся пира веры, все воспримите богатство благости. Телец уготован, да никто не изыдет алчущим».
О посещении кладбища в день Пасхи

Церковный Устав не знает чина Пасхальной панихиды, но не запрещает в этот день навестить родную могилку.

Наши усопшие, оставаясь такими же членами Церкви Христовой, как и живые, слышат наше обращение к ним и отвечают на них, чаще всего незаметно, а иногда и зримо — в 1463 году чудотворцы Печерские, нетленно лежащие в гробах, на пасхальное приветствие преподобного Дионисия отвечали: «Воистину воскресе!»

В день Пасхи можно посетить кладбище, чтобы похристосоваться с усопшими. Христосование должно быть действительно радостным христосованием, а не заупокойным молением, всегда настраивающим нас на грустный лад. Церковные люди скажут на дорогой могилке: «Христос воскресе!», положат на могилку красное яичко, может быть, и поплачут, но совершать заупокойную службу не дерзнут. Нам трудно удержаться от грусти при посещении кладбища на Пасху, но не надо еще более увеличивать эту естественную,неосудительную и на Пасхе, грусть грустными заупокойными песнопениями, которые по Церковным Уставам на эту седмицу совсем устраняются из обихода, даже и из келейного, домашнего правила.

Служение же панихиды откладывается до Радоницы, до вторника второй недели после Пасхи, когда совершается пасхальное поминовение усопших.

Как учат праздновать пасхальные дни отцы Церкви и великие старцы

Ни бедность, ни богатство пасхального стола не влияют на радость праздника, который — не в роскоши яств и сластей. В этот день, как пишет святитель Иоанн Златоуст, Спаситель «одинаково почтил богатых и бедных, рабов и свободных, и всем сообщил общий дар». Пасхальным празднествам подобают «не деньги и издержки, а одно доброе расположение и чистый ум». Более того, отцы Церкви призывают в пасхальные дни «не предаваться пьянству и объядению».

Между тем, часто подготовка в семье к Пасхе и празднование состоит именно в большой уборке, выпечке куличей, приготовлении пасх, окрашивании яиц, приготовлении множества блюд.

«Пред наступлением великих праздников надо быть особенно внимательным к себе, — предупреждает святой праведный Иоанн Кронштадтский. — Враг заранее старается охладить сердце к

предмету празднуемого события, чтобы христианин не мог сердечно почитать его сердечным размышлением о сущности его».

Конечно, надо печь куличи, надо красить яйца, надо убирать к празднику квартиру («обряды нужно исполнять, ибо они воспитывают душу в благочестии — писал великий валаамский старец Иоанн), — но надо помнить и слова архиепископа Киприана (Зернова), который в одной из проповедей перед началом Страстной седмицы говорил, что лучше разговеться буханкой черного хлеба, чем пропустить какую-либо из служб Страстной и Светлой седмиц.

Великие отцы Церкви и великие старцы указывают, что главное в праздновании пасхальных дней — богослужение, которое совершается в эти дни в храмах с особой торжественностью, при распахнутых Царских вратах. По словам святителя Иоанна Златоуста, радость пасхальных дней — это «слушание божественных изречений, молитвы отцов, благословения священников, приобщение божественных и неизреченных таинств, мир и единомыслие, дары духовные и достойные щедрости Дарующего».

Великий Псково-Печерский старец Савва, зная о нашей тяге к мирскому, земному, плотскому празднованию этих святых дней, говорил:

«Прошло время плача и сетования. Настало время радости и веселья. Ничто нам не препятствует ныне веселиться и радоваться!.. Иисус Христос любит, чтоб у Него все люди радовались; любит, чтоб

все у Него просили себе радости… Господи! Отчего я ныне не могу радоваться? Вот отчего скорблю: болен я, беден я, грешник я, и сам не знаю отчего. Попросите, скажите только Ему: «Господи, ничто меня не веселит ныне, обрадуй сердце мое чем-нибудь для Твоего Праздника!» И Он обрадует тебя и Он скажет тебе: «Вниди в радость Господа твоего!» …Каждый просите ныне себе радости… Он всех ныне поит вином веселья! Он всех угощает ныне пивом новым! Те радости — пустые радости, нехорошие радости, которые не из рук Спасителя берутся. То вино — не доброе вино, которое не с Его стола получается, оно дает временное веселье, после которого сердце объемлет скорбь.

Итак, радуйтесь!.. Никаких смущений допускать не следует! Наоборот, только лишь просить и быть уверенным. А если будет сомнение, говори: «Верую, Господи, помоги моему неверию». Будем же просить духовной радости у Сладчайшего Господа Иисуса Христа и обязательно ее получим!»
Что надо знать об артосе — освященном хлебе

Слово «артос» означает в переводе с греческого «квасной хлеб», хлеб, общий всем членам Церкви, освященный хлеб, иначе — всецелая просфора. Уже первые ученики Спасителя, готовя обыкновенную трапезу, первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба — долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней — и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы особой молитвой, окроплением святой водой и каждением. Артос сохраняют в храме на аналое пред иконостасом всю Светлую седмицу. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма.

В субботу Светлой седмицы на Литургии артос раздробляют и раздают верующим как святыню.

Частицы артоса благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос принимается только натощак, со словами: «Христос воскресе!»

Как питались в пасхальные дни

Пасха, Светлая седмица — главные праздники года, и к этим дням готовились заранее, стараясь, чтобы пища в эти дни была особой, праздничной.

Разговлялись всегда пасхой, крашеными яйцами, куличами.

В дни пасхальных праздников «стол накрывался еще более парадно, чем на Рождество, те же блюда с индейкой, ветчиной, телятиной, но посреди стола возвышалась пасха, на ней были сделаны из цукатов буквы Х.В.; по обе стороны два кулича — один шафрановый, другой белый, обе верхушки, облитые сахаром, были украшены красными бумажными розами. И гора красных яиц…» (из воспоминаний Е. А. Андреевой-Бальмонт).

«Вот Воскресенский стол зажиточного хозяина, у которого хозяйка придерживается родной старины: две, три, даже четыре огромных сладких пасхи, из превосходной крупитчатой муки, на масле, яйцах и сахаре; одна или две кислые пасхи; сырная пасха, ягненок из масла; пара поросят — один без фарша, другой — фаршированный кашей и печенкою, у них в зубах хрен; два ягненка — один без фарша, другой — фаршированный миндалем, изюмом и рисом; окорок ветчины и окорок буженины под сеткой из бумаги; кендюх; голова борова в натуре с глазами из маслин, воткнутых в сливочное масло; лук зеленый, кресс-салат зеленый; тарелка пшена, на нем соль четверговая; превосходное сало в кусках; несколько сортов сосисок и колбас, как-то: кровяные, простые малороссийские, печеночные и прочее; масло, сыр, сметана, лук в кореньях; все это обложено крашеными в синюю, желтую, мраморную, наиболее в красную краску яйцами; эти яйца гусиные и куриные. Прибавьте к этому несколько сортов водок и наливок; тут есть и перчиковка, и калгановка, и кардамонная, и кусака, и сливянка, и малиновка, и рябиновка, и терновка» (Н. А. Маркович).

В Домострое, древнейшем памятнике о быте и жизни Руси, пишется, что подают в пасхальные дни: «лебедей, потроха лебяжьи, журавлей, цапель, уток, тетеревов, рябчиков, почки заячьи на вертеле, кур соленых (и желудок, шейку да печень куриные), баранину соленую да баранину печеную, куриный бульон, крутую кашу, солонину, полотки, язык, лосину и зайчатину в латках, зайчатину соленую, заячьи пупки, кур жареных (кишочки, желудок да печень куриные), жаворонков, потрошков, бараний сандрик, свинину, ветчину, карасей, сморчки, кундумы, двойные щи. А к ужину подают студень, рябчиков, зайчатину печеную да уток, рябчиков жареных да тетеревов, баранину в полотках, зайчатину заливную, кур жареных, свинину да ветчину. А еще в Пасхальный мясоед к столу еду подают рыбную: сельдь на пару, щуку на пару, леща на пару, лососину сушеную, белорыбицу сушеную, осетрину сушеную, спинки стерляжьи, белужину сушеную, спинки белужьи, спинки белорыбицы на пару, лещей на пару, уху с шафраном, уху из окуней, из плотиц, из лещей, из карасей. Из заливных подают: белорыбицу свежую, стерлядь свежую, осетрину свежую, щучьи головы с чесноком, гольцов, осетрину шехонскую, осетрину косячную» .

Конечно, почти все эти блюда сейчас нам недоступны, и не только потому, что нет продуктов, но даже из-за цены. Но, как писал Н. А. Маркевич, «нет хозяина, который бы не имел к этому дню поросенка, колбасу, пасху и несколько красных яиц».

В каких нуждах каким иконам надлежит молиться:

При болезни глаз:

Божьей матери «Казанская»;

Святителя Никиты Новгородского;

Святителя Алексия Московского;

Святителя Гурия Казанского.

При грудной болезни:

Святителя Дмитрия Ростовского.

При болезни внутренних органов:

Великомученика Артемия;

Преподобного Серафима Саровского.

При параличе:

Преподобного.Александра Свирского;

Мученицы Евдокии;

Ангела-хранителя.

При лечении алкоголизма:

Божьей матери «Неупиваемая чаша»;

Мученика Вонифатия.

О желании иметь детей:

Преподобного Параскевы Свирского.

При болезненных состояниях и вообще при болезнях:

Божьей матери «Скоропослушница»;

Святителя Николая Чудотворца;

Целителя Пантелеймона.

Добавление комментариев закрыто.