«Главное – быть богатым духовно…»

«Главное – быть богатым духовно…»

Архимандрит Ефрем (Барбинягра) более 40 лет служения отдал Новгородской епархии, из которых почти 30 лет прошли в г. Боровичи. Последние три года отец Ефрем – наместник Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря.

— Отец Ефрем, наши читатели знают Вас, как наставника монашествующих, и как опытного духовника нас, мирян. Расскажите, как Вы пришли к вере? Откуда появилось такое решение – принять монашество?

— Сколько я себя помню, я всегда ходил в церковь, был с Богом. Сам я с Украины, с Одесской области. Там у нас было две церкви – Архистратига Михаила и Введения во храм Пресвятой Богородицы, возле которой мы жили, ходили в неё, там я и получил духовное воспитание. Родители у меня были верующие, семья воцерковлённая, все праздники и воскресные дни мы были в храме. Так что не было такого времени, чтобы я не ходил в церковь. Священником я хотел быть всегда. Поэтому, когда в 1956 г. закончил школу, стал работать в родной Введенской церкви, где 12 лет был пономарём. В 1969 г. поступил в Ленинградскую семинарию, затем Академию, закончил её и был направлен митрополитом Никодимом служить в Новгород. В 1981 г. был переведён в г. Боровичи, где и служил до 25 ноября 2007 г. С 1997 по 2002 г. выполнял также обязанности наместника Иверского монастыря. И вот уже более трёх лет являюсь только наместником этого монастыря.

— Но можно же было стать священником и служить Богу, не отказываясь от возможности иметь семью, детей? Почему именно монашество?

епископ Ефрем— Моё желание было принять монашество. Семья, дети и всё остальное также значимы для меня, но я хотел полностью посвятить свою жизнь Церкви, не быть связанным семейными узами, которые бы отвлекали от главной цели – служению Богу. Я выбрал себе такой путь в жизни.

— Когда смотришь на Иверский монастырь с Валдая, с другого берега, открывающаяся красота завораживает, притягивает к себе: сияют золотом купола, белоснежные монастырские стены напоминают душе об утраченной за годы земного бытия чистоте и непорочности, — так и манит сюда в поиске тишины, уединения, молитвы.

— Монастырь у нас очень благодатный… Это маленький такой городок, окружённый духовной стеной, в котором главное – молитва. Народ приходит сюда и многие говорят, что здесь очень хорошо, тихо, спокойно. Говорят, что здесь приятно молиться, что уезжают отсюда обновлёнными. И это понятно, ведь здесь дом Божией Матери, и если человек приходит с верой, молится с уверенностью в помощи, то Божия Матерь принимает их молитву, исполняет их прошения. Всё зависит от веры человека. «По вере вашей да будет вам», — говорит Господь в Евангелии. Поэтому я понимаю, что испытывают приходящие сюда люди.
В детстве я много паломничал, ездил в Киево-Печерскую лавру, Почаев. Там было очень красиво, народ приезжал, молился, чувствовался духовный подъём. Я всегда думал, что наш монастырь уподобится им по убранству, украшению, порядку, чистоте. И вот сейчас, я думаю, наш монастырь стал похож на те монастыри. Благодаря Владимиру Владимировичу Путину, был проведён огромный ремонт, фактически восстановлен монастырь. Он стал даже больше, чем был.

— Вы заметили, что в Ваш монастырь приезжает много паломников. Как Вы считаете, полезно ли для души паломничество? Ведь можно молиться и у себя дома, никуда не выезжая, не рассеиваясь?

— Паломничество всегда было на Руси, во все времена. Это хорошее, доброе дело. Вот живут люди в своём городе, может, нигде не бывали, ничего не видели. Ходят только в свою церковь и им кажется, что всё только так и есть, как у них. А когда приезжают к таким великим святыням как Дивеево, Сергиев Посад, то видят много людей, их усердную молитву, и сами укрепляются в вере. Я думаю, что многие получают несомненную пользу от паломничества к святым местам. Может, кто-то и просто поехал посмотреть, но Господь знает каждого, как, кого и когда привести к Себе. В такой поездке можно встретиться с единомышленниками, получить пользу от общения с ними.
Или вот взять наш монастырь. Как бы мы жили без паломников? К нам они приезжают отовсюду, особенно летом, — и с Украины, и с Белоруссии, и с Молдавии, даже с Румынии и с других стран зарубежья. Много в монастыре и своих прихожан.

— Сейчас бытует такое мнение, что жизнь в монастырях теперь перестала быть спасительной, легче спастись в миру…

— Ну, это ещё одна попытка врага рода человеческого направить людей против святыни, против Церкви. Есть много людей, которые раньше открыто проповедовали атеизм, боролись против веры, старались отвести людей от неё, а теперь под видом радения за спасение человека утверждают, что в монастыре теперь не хорошо, жизнь там стала не спасительна. Много и брошюр всяких неконтролируемых выходит, где пишут всякое смутное, что, мол, пришло время, когда купола будут золотить, а духовности не будет. Но ведь духовность зависит от нас, от нашего состояния. Слава Богу, что и купола золотят, и монастыри восстанавливают, и храмы открываются.

Попечение о строительстве и украшении храмов Божиих — есть проявление одной из характерных черт нашего народа, ещё не утратившего истинную веру. Ведь это всё сам народ делает, и слава Богу, что делает… Монастырь – это семья. А в семье разве только хорошо бывает? Всегда есть в ней и неполадки, и непорядки. Но семья старается это всё побеждать и создать нормальные условия для жизни. Так и здесь. Люди не с неба к нам спускаются, с этого же мира приходят. Но здесь легче спастись, чем в миру. На молитву ты хочешь, не хочешь, а пойдёшь. А дома то времени нет, то прогулял, то позабыл. Всё, что мы делаем здесь, начинается с молитвы. Поэтому не верьте тем, кто говорит, что в монастыре теперь всё не то и молитвы нет. Какие люди, таков и монастырь.

— А почему тогда далеко не все приходящие в монастырь остаются здесь?

— Сейчас вообще мало людей идёт в монастырь. Нет деревни, а раньше монастырь пополнялся прежде всего деревней. В ней мужчины и женщины и работать умели, и знали многое. А сейчас приходит взрослый мужчина и ничего не умеет делать. И от этого хоть и побудет здесь немного, хоть и нравится ему здесь, сам понимает, что успокоился, стал лучше, но тянет его снова в мир, вот он и возвращается. А там ничего лучше опять-таки не находит и через некоторое время опять приходит и просится в монастырь. Когда человек пытается жить, работать и там, и там, то тяжело ему. Надо выбирать один путь, ставить одну цель. Но в монастыре всё же лучше. Пусть тут такие же самые люди, со всеми их грехами, но всё же это люди, которые стремятся к хорошему.

— Посреди монастыря растёт огромный старый дуб. К нему подходят паломники, молятся, прикладываются к нему. Этот дуб обладает какой-то особенной целительной силой?

— Дуб – не святыня, а просто почитаемое место. Мы повесили на него иконочку Божией Матери, люди молятся Ей, может, и получают по вере просимое, мне никто не говорил, что исцелился кто — то здесь или ещё что-то… Ведь это двор Божией Матери, здесь в любом месте можно молиться, просить, высказывать что на душе и сердце есть.

— В некоторых других монастырях только и слышно, что о происшедших в них чудесах и исцелениях. Здесь, я заметила, как-то не принято открыто изливать свои восторги, всё сохраняется в сердце каждого насельника.

— Мы не должны искать чудес. Чудо зависит от нашей веры. Если будет надо, Господь покажет и чудо. А мы должны молиться, ведь сама возможность молитвы, разговора с Богом – есть первое чудо. Тот, у кого есть сильная вера, молитва, кто читает Священное Писание, Евангелие, соблюдает заповеди Божии, — такой человек не ищет чуда, он всегда служит Богу. А если только чуда искать, то можно и с правильного пути сбиться, заблудиться…


news_file_947

Архимандрит Ефрем (Барбинягра), наместник Иверского Валдайского монастыря, всю свою жизнь посвятил служению Богу. Его ответы на вопросы, волнующие многих верующих людей, могут стать главным ориентиром в бушующем море житейских страстей…

— Среди верующих бытует такое мнение, что наше время последнее, духоносных наставников нет, достаточно читать книги Святых Отцов и самим руководить своей духовной жизнью. Как Вы считаете?

— Это очень хорошо, когда человек руководствуется Священным Писанием, Евангелием и творениями Святых Отцов. Но сейчас много книг и брошюр издаётся бесконтрольно, без благословения Церкви, читать которые неполезно для души…

— Я знаю женщину, которая, начитавшись книг о монашестве, возгорела желанием иноческого жития, несмотря на то, что имела семью. Она стала вести такой образ жизни, что её стали считать чуть ли не тайной монахиней. Слава Господу, что вывел её Своими путями из заблуждения. Нет у нас такого духовного опыта, чтобы полагаться только на свою рассудительность. Или другая крайность – ищут какого-то «особенного», прозорливого старца и потом без должного духовного рассуждения принимают все его советы и уходят жить буквально на нары, лишь бы под его руководство.
Как правильно выбрать себе наставника в духовной жизни?

— Первый руководитель – это Святое Евангелие. Читать, смотреть, как поступал Сам Господь. Сейчас народ мало воцерковлён, духовно неопытен, поэтому и мало понимает в духовной жизни. Жития святых редко кто читает. А ведь там можно найти примеры для любой жизненной ситуации, ответы на все вопросы. Святые на своём примере показывают, как надо хранить веру, верность Богу. Они отдавали свои жизни, лишь бы не отказаться от Христа. В наше время у людей нет духовного рассуждения, отсюда и трудности с выбором руководителя.

В каждом приходе при церкви есть священники, они и есть духовные наставники для своего прихода. У них исповедуются, причащаются, от них получают духовные советы. Опять же, надо вдумываться в то, что тебе советуют. Если говорят: продай всё и приходи, стоит ли это делать? Самому надо рассудить, своим умом. А если человек бездумно всё совершает, то это похоже на тупое состоянии экстаза: «Вот там такое! Вот он такое сказал!». Ничего не знают, а бегут туда. Ну, кто может сказать более того, что уже сказал Господь в Евангелии?

Есть у вас семья — вот и живите в своей семье, делайте добрые дела, помогайте ближним. Возьмите хотя бы одну бабушку, которая нуждается в помощи. Всем вы не сможете помочь, так хотя бы ей одной помогите!

— Как научиться не впадать в крайности? Где найти «золотую середину»?

— Золотая середина – жить по совести. Как говорит Господь, надо любить каждого человека, даже того, который не любит нас. Не искать лёгкой жизни. Сами знаете, ничего без усилий не даётся и в мирской жизни, а духовное делание ещё тяжёлее. Поэтому не надо впадать в соблазны: вот мне сказали так-то, или приснилось что-то, и я уже знаю, как спастись. Любите Бога, ближнего, свою семью. Важно, чтобы и мама с папой, и дети молились вместе. А к этому их надо приучать. Когда ребёнок уже вырос и ему лет 10 — 15, а мама жалуется, что он не хочет ходить в церковь – что тут поделаешь — его к этому не приучили.

Святой Иоанн Златоуст говорит, что мама должна учить младенца своего, когда кормит грудью. Значит, надо в это время и самой молиться. Молитвой напитать ребёнка, чтобы он не чуждался церковной жизни. А как часто делают мамы, особенно в приходах? Знают, когда батюшка причащает — прибегут, причастят ребёнка и снова унесутся домой. Что это за отношение к Таинству? Надо отстоять службу, причаститься, приложиться ко кресту. Хорошо бы и получить благословение у священника. А если всё время спешить, ребёнок вырастет, да так и будет помнить: пришёл, причастился и убежал из храма. Надо этой жизнью жить!

— Почему в наше время стало так много злобы, раздражения, всё делается во имя денег, даже у тех, кто считает себя верующим?

— Раньше русские люди не предавали такого значения деньгам. Имели деньги – делали добрые дела, строили храмы. А сейчас дух времени такой, что всем нужны большие деньги. А нужно ли столько? Суетимся потому, что потеряли веру, смысл своей духовной жизни. Вот эти кредиты сейчас — тоже просто бич какой-то! Люди берут деньги и не дают себе отчёта в том, что долг потом удваивается. А если бы порассудительнее были, то, может, затянули бы потуже поясок и обошлись бы без этого кредита. А как же выживали наши родители? Война, после войны голод, кредитов-то никаких, а детей в семьях — много. А если отец не вернулся с войны, одна мама давала им всё необходимое для жизни. Самое главное — всегда просить помощи у Бога.

— Значит, кредиты – это явное зло?

— Да это же гонка какая- то! Влезешь в долг, а потом надо из него выходить. И жить надо, и кредит платить, да ещё и проценты, ведь банк долг не простит.

— Это, наверное, одна из причин, почему зарплаты, которая устраивала раньше, теперь не хватает?

— Конечно. Живи по одёжке! Вот бабушки наши, например, получают 5-6 тысяч пенсии. Попробуй, проживи! Так они ещё, бедные, и другим помогают, и записочки в храм подают. Живут по своим средствам. И нам тоже надо учиться не гнаться за богатством. Самое главное – быть богатым духовно.

— Читатели часто спрашивают: «Остался ли ещё запас времени пожить? Времена-то последние, стоит ли строить какие-то планы, начинать новые дела?».

— Когда апостолы спросили Господа: «Когда будет конец света?», Он ответил им, а заодно и всем нам: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк. 13, 32). А признак этого времени по Евангелию, по Апостолам нам известен – поведение людей. Сколько мы ещё проживём, никто не знает. Я был ещё ребёнком, когда старые люди ожидали конца света до 2000 года. А вот уже третье тысячелетие. У Бога нет времени. По слову апостола Петра, «… у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет. 3, 8). Не сроки исчислять надо, а искать то, что нужно для спасения своей души. Мы всегда должны быть с Господом. Ведь любой человек может сегодня или завтра умереть. Господь Иисус Христос сказал: «в чем Я найду вас, в том и буду судить» и «бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Матф. 24, 42). Поэтому, какая польза исчислять сроки конца света? Мы всегда должны быть готовы предстать перед Богом.

— Может, специально нагнетается СМИ и другими источниками тема конца света, чтобы страшно было жить?

— Да, специально, чтобы отвлечь внимание людей от Церкви, от собственного спасения. Сеют страх в наши сердца, и человек всегда чего-то ждёт, чего-то боится. А бояться только греха надо!

— Часто интересуются, какие молитвы необходимо знать наизусть?

— Как минимум – начальные: «Царю Небесный…», «Пресвятая Троице…», «Отче наш…», Символ Веры, 50-ый псалом – наизусть. Если утром не всегда имеешь время помолиться, то по дороге можно эти молитвы и почитать.

— Это допустимо при нашем ритме жизни?

— Конечно, молиться можно всегда, в любом месте.

— Слышала от некоторых людей, что вычитывать утреннее и вечернее правила скучно, неинтересно. Лучше, мол, читать Акафисты или каноны, которые по душе.

— Акафист хорошо читать, когда положено и есть время, но не вместо утреннего и вечернего правила.

— Беда многих семей – пьющие родственники. Как спасти такого человека?

— Необходимо, чтобы он сам стремился к этому и хотел спастись. Конечно, надо молиться за этого человека, чтобы Господь вразумил его. Очень тяжело, конечно, но постарайтесь как-то убедить его в необходимости бросить пить. У каждого свой подход, и надо исходить из конкретных обстоятельств. Если муж пришёл нетрезвый, не надо его сразу ругать, выгонять – от этого он лучше не станет. Надо добро делать добром. А злом зло никогда не победишь, не усмиришь его.

— Вот ещё часто встречающаяся ситуация: муж хочет пойти, например, в кафе, повеселиться, выпить и зовёт с собой. Стоит ли отказаться от этого или лучше пойти с ним?

— Ну, тут главное — не пропасть самой. Сможешь ли устоять, удержаться? А то пошла раз, другой – и сама стала пить, угождая мужу. А надо больше стараться угождать Богу. Лучше всячески убеждать мужа, что отдыхать и веселиться можно и без спиртного. Общих рекомендаций тут нет. Вот, мне рассказывала одна бабушка, что муж у неё пил. Смотрю, говорит, идёт выпивший. А я ему: «Ефимушка, не переживай, раздевайся, обувь снимай, ложись вот здесь на диванчик, а я приготовлю кушать». Мы, говорит, с ним никогда не спорили. Он перестал пить сам.

— Такую женщину ещё поискать надо, чтобы имела смирение так говорить с мужем!

— Надо человека окружать любовью, вниманием, может, тогда и будет результат. А когда он пьяный, ругаться безполезно. Любой грех своего беса имеет: бес пьянки, бес наркомании, бес блуда – а «род сей изгоняется только молитвою и постом» (Матф. 18, 21). Под постом, конечно же, разумеем не только воздержание от какой-то определённой пищи, а, прежде всего, воздержание от всех греховных начинаний и наше сердечное сокрушение.

— Иногда наступает такой период в жизни, когда одолевают трудности, одна скорбь идёт за другой. Отчего это происходит и что надо делать, когда это случается?

— Трудности надо преодолевать. Не падать духом, не терять надежду на Господа, молиться. Надо помнить, что «Бог… нас не искушает» (Иак. 1:13). Человек порой удивляется, не понимает, как могли сложиться такие обстоятельства. А, может быть, сам виноват в этом, сам создал себе эти трудности? Главное — понять, что мы бессильны без Бога и обратиться к Нему за помощью, попросить терпения, поблагодарить за всё. И скорби рассеются, всё успокоится. Не надо надеяться только на себя, думать, что сделаешь всё сам. Это гордость, а она к хорошему не приведёт.

— Как часто надо ходить в церковь, приступать к Таинству Причащения?

— Конечно, хорошо бывать в храме каждый день – и на вечерних, и на утренних службах. Этому нас учат и святые отцы. Ясно, что работающий человек не может этого себе позволить. Но каждая верующая православная семья должна обязательно присутствовать на Богослужении в субботу вечером и на Литургии в воскресный день. Почему же не подготовиться и не Причаститься Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа? Когда идут многодневные посты, готовиться легче, пост и так соблюдаешь. А в другое время – хотя бы два дня перед Таинством Причастия, хотя бы день, если вы работаете и невозможно поститься большее время. Но воздержаться от принятия определённой пищи, от супружеских отношений перед Причастием надо обязательно.

— Получается, что семейные люди не могут Причащаться каждое воскресение?

— Здесь уже каждый сам решает, как ему быть. В семейной жизни надо поступать по взаимной договорённости, по согласию. Главное – чтобы не было скандалов, а то не приблизитесь к Церкви, а удалитесь от неё… Можно найти возможность подготовиться к этому Таинству хотя бы один раз в месяц. Но думать, что достаточно Причащаться четыре раза в год, как считают многие, неправильно. Это будет формальное отношение к Богослужению и к Великому Таинству. Для христианина быть в церкви и не Причащаться – хуже некуда.

— Можно ли не соблюдать установленные посты, оправдывая себя занятостью или ограниченностью денежных средств? Говорят, мол, время сейчас другое…

— Нет, если мы верующие, то мы должны соблюдать посты как учит нас Святая Церковь. Можно вкусненькое приготовить и не нарушая пост, не обязательно есть мясо. Отступишь один раз, другой – так и будешь давать себе поблажку, причины найдутся всякие. Мы слишком склонны давать себе послабление, жалеть себя. Надо трудиться, легко только ошибки делать… Христианину пост не в тягость. А если в тягость, то пользы не будет. И время нас не оправдает: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). Заповеди Его не отменяются.

— Если человек решил уйти в монастырь, с чего ему начать?

— Многие говорят, что хотят жить в монастыре. Думают, что здесь только молятся, едят, спят и всё. А здесь жизнь, как у военных, имеет свой режим. И вставать надо рано, и на все Богослужения ходить, и работать. Как же не трудиться? Мы сами для себя всё делаем. Вот и оказывается, что здесь не так, как кажется со стороны. Поживут немного и возвращаются снова в мир. Там-то посвободнее…

— Но попробовать-то можно?

— Конечно, можно. В любом случае от пребывания в монастыре получают несомненную пользу. К нам приходит много трудников. Вот как-то спросил одного: как ты попал к нам в монастырь? Отвечает: «Даже не знаю, мне до сих пор непонятно. Услышал, что говорили про монастырь и приехал». Он ещё не готов жить в обители, вернётся в мир, но здесь и молитве научился, и понял, что надо любить ближнего, и как жить в семье. Уверился, что «без Бога не до порога». А кто-то уже с детства имеет цель – уйти в монастырь. Для такого здесь нет ничего трудного. Господь ему помогает и он остаётся навсегда. Но до пострига ещё далеко – самое малое три-четыре года, а то и больше, судя по состоянию человека. За это время он проходит монастырские послушания: учится читать, петь, работать, жить по монастырскому уставу. Этого времени достаточно, чтобы определиться с выбором. Насильно никого не держат: «невольник не богомольник».

— Отец Ефрем, что бы вы пожелали нашим читателям?

— Всем вам Божией помощи! Больше обращайте внимание на своё духовное состояние. Вразумляйте себя Священным Писанием, Евангелием, Псалтирью, творениями святых отцов. Только в этом мы набираем и опыт, и силу. Когда читаем Евангелие, с нами Господь. Желаю всем знать Слово Божие.

Вела беседу Надежда Ежова.

Славословя Господа и Его Пречистую Преблагословенную Матерь за дарование всем нам сил и благоприятных обстоятельств на паломническое путешествие, архимандрит Ефрем и братия монастыря приглашают в Святую Обитель.

Добавление комментариев закрыто.