Home » Новости » Новости монастыря » Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня

Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня

размещено в: Новости монастыря 0

14 августа 2017 года в Иверском Валдайском монастыре было совершено праздничное богослужение на начало Успенского Поста и Медовый Спас. Возглавлял службу иеромонах Пантелеймон (Шахтахтинский). Он же произнес проповедь на тему праздника. Богослужение сопровождалось пением смешанного хора под управлением регента Ирины Грибовой. Вместе с братией монастыря молились паломники из Саратова. За богослужение для поклонения молящимся был вынесен Крест украшенный живыми цветами. также в этот день священники освящают новый мед урожая этого года, который принесли прихожане.


 IMG_2853


В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии — Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».

Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».

По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т. н. первый медовый Спас: «Спас на воде», «Мокрый Спас»). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.

Добавление комментариев закрыто.