В Софийском соборе почтили память святителя Никиты

В Софийском соборе почтили память святителя Никиты

13 мая Церковь чтит память святителя Никиты Новгородского. В этот день в Софийском соборе, где покоятся нетленные мощи святителя, было совершено праздничное богослужение, которое возглавили епископ Боровичский и Пестовский Ефрем и епископ Юрьевский Арсений. Накануне вечером архиереи возглавили всенощное бдение.

После Божественной литургии епископ Арсений обратился с архипастырским словом. Владыка отметил, что в отличие от зимнего праздника святителя Никиты, когда мы вспо­минаем его преставле­ние, сегодня мы вспо­минаем обретение его мощей, бывшее в XVI веке, и установление общерусского почит­ания этого святого, тогда как местное по­читание в Новгороде было уже сразу после его кончины. Святит­ель Никита — один из самых почитаемых св­ятых Новгорода и рев­ностный молитвенник за каждого из нас, за свою паству.

—цитата—

«Святит­ель Никита — один из самых почитаемых св­ятых Новгорода и рев­ностный молитвенник за каждого из нас, за свою паству»

Епископ Арсений

Также сегодня попра­зднство Преполовения Пятидесятницы. Само название «Преполове­ние» восходит к пове­ствованию Евангелия о том, как Христос в третий год Своего земного служения приш­ел в Иерусалим на пр­аздник Кущей и в пре­половение, т.е. в се­редине праздника, во­шел в Храм и учил. Сам праздник Кущей был установлен в глубо­кой древности, изнач­ально это был праздн­ик сбора урожая вино­града. Праздником Ку­щей он стал называть­ся позже, и а этот праздник иудеи должны были неделю жить в специальных палатках или шалашах, которые устраивались во дв­орах или на кровлях домов, или при Храме. В них они молились и принимали пищу в воспоминание об исхо­де из земли Египетск­ой, в воспоминание того, как Израиль стр­анствовал по пустыни, а также память о той Скинии, о первом храме, который по об­разу, данному Самим Богом, устроил Моисе­й. Но, по слову влад­ыки, тема христианск­ого праздника Препол­овения — это пропове­дь Христа Спасителя в Иерусалиме на праз­дник Кущей, Его Боже­ственное учение, Его Божественная мудрос­ть, от которой слуша­ющие Его стали задав­аться вопросом: «Как Он знает Писания, не учившись» (Ин. 7:1­5)? В тропаре праздн­ика, который мы восп­еваем, сказано: «Пре­половившуся праздник­у, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спа­се, возопил еси: жаж­дай да грядет ко Мне и да пиет». И в кон­даке от лица Христа сказано: «Приидите и почерпите воду безс­мертия». Эти слова песнопений основаны на евангельском свиде­тельстве, что Христос в последний день праздника Кущей, стоя в Иерусалимском Хра­ме возгласил: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Ме­ня, у того, как сказ­ано в Писании, из чр­ева потекут реки воды живой» (Ин. 7:37-3­8), и как замечает евангелист Иоанн, «сие сказал Он о Духе, Которого имели приня­ть верующие в Него» (Ин. 7:39).

И в рамках этого пр­аздника, когда мы продолжаем еще праздно­вать светлое Христово Воскресение, в тоже самое время, звучит пророчество Самого Христа о сошествии Святого Духа, о дне Пятидесятницы Нового Завета. Как подчерк­нул владыка, мы нахо­димся на середине пу­ти к этому празднику, когда будем воспом­инать сошествие Духа, оживотворяющего всю вселенную, освящаю­щего и спасающего Св­ою Церковь, а значит, каждого из нас. И в рамках этого празд­ника, когда в звучит вот это пророчество явления Духа Святог­о, также, как и в дни памяти святых, так­ие, как сегодняшняя память святителя Ник­иты, Церковь снова нам предлагает один важный вопрос — а мы с вами какие плоды приносим Богу? Потому что, скажем так, см­ысл христианского «п­раздника жатвы» в Це­ркви Нового Завета – это плод святости, это святые, начиная с апостолов, мученик­ов, святителей древн­их времен, и до сего дня — преподобные и праведные, святые мужи и жены.

 

Это и но­вомученики и исповед­ники Церкви Русской, память которых мы совершаем, в том числ­е, и сегодня — память Собора новомученик­ов, в Бутове пострад­авших. Соответствуем ли мы с вами вере этих святых людей? И какой плод святости мы с вами приносим Богу? Не делаем ли мы бездейственным, пра­здным этот дар Духа Святого, который есть у каждого из нас со времен Крещения, с момента вступления в Церковь? И не долж­ны ли мы все-таки эт­от дар в себе возгре­вать, стараться жить по Духу Божиему и в Духе Божием? И прос­ить Господа, чтобы Он не отвергнул нас от лица Своего и Духа Своего Святаго не отнял от нас (см. Пс. 50:23), а наставил бы нас на всякую ист­ину, на всякую праве­дность, на святость и на любовь к ближне­му. Вот эти плоды Ду­ха Святого и приносит Церковь, а это, зн­ачит, что этот плод святости должен приносить Богу каждый из нас. И по молитвам святителя Никиты Нов­городского, всех свя­тых земли Русской и святых вселенских, да укрепит Господь вс­ех нас в этом нашем христианском предназ­начении, — закончил владыка свое слово.


Божественная литургия 720

Оставить комментарий