Home » Новости » Общецерковные новости » О празднике Крещения Господня из уст новгородского священника

О празднике Крещения Господня из уст новгородского священника

Клирик Новгородской епархии протоиерей Сергий Золотарев в интервью сайту Епархии доступно рассказывает о празднике Крещения, а также о предрассудках и суевериях, которые не имеют отношения к церковной традиции.


Близится праздник Крещения Господня. Отец Сергий, какое значение этот праздник имеет для православного христианина?

Праздник Богоявления или, как его часто называют, Крещения является одним из великих двунадесятых праздников. По-славянски «дванадесять» означает двенадцать. Таким образом, двунадесятые праздники – это 12 величайших праздников Церкви, 12 важнейших событий из жизни Господа Иисуса Христа, Его Пречистой Матери, из истории первоапостольской Церкви, которые раскрывают наиболее значимые моменты Священной истории, ключевые этапы спасения человека от греха, проклятия и смерти.

Праздник Крещения Господня имеет очень древнюю историю и основан на событиях, описанных в Евангелиях. Само событие крещения Иисуса Христа на Иордане знаменует начало Его служения, Его выход на проповедь. В двойном названии праздника (Крещение-Богоявление), мы можем видеть отражение различных аспектов того, что произошло на иорданских берегах.

Говоря о Крещении Спасителя, мы указываем, в первую очередь, на внешнюю сторону события. Христос приходит к Иоанну Крестителю на берега реки Иордан вместе с другими людьми, жаждущими крещения покаяния. Он приходит, крестится, сходя в иорданские воды вместе со всеми людьми, и на Него нисходит Дух Святой в виде голубя и слышится голос Отца с небес. Но это, можно сказать, внешняя, видимая сторона – само Крещение Иисуса Христа, а внутренняя, смысловая сторона – это именно Богоявление.

Само название Богоявление отражает внутреннюю сторону, основное значение этого события. Богоявление – явление Бога, явление Пресвятой Троицы. Это первое ясное провозглашение Бога Троицей: свидетельствующий глас Бога-Отца, Сын, крещаемый от Иоанна и нисходящий на крещаемого Дух Святой. Нужно отметить, что на христианском Востоке первоначально был единый праздник, который сейчас у нас разделился на Рождество и Крещение. Одновременно отмечалось явление Бога в мире, т.е. пришествие, воплощение второго Лица Святой Троицы Иисуса Христа и одновременно Богоявление, как откровение, явление миру тайны Святой Троицы в событии крещения Спасителя.

Рождество Христово как самостоятельный праздник появляется первоначально на христианском Западе в Римской Церкви, а где-то к концу IV века он уже получил известность и на христианском Востоке. Люди, которые приходят в храм в праздничные дни, могут обратить внимание, насколько близки и схожи богослужения этих праздников по своей структуре. Действительно, со временем эти праздники были просто разъединены, а священное время между праздниками Рождества Христова и Крещения мы называем святыми днями, святками.

Любой христианин, участвующий в течение года в храмовых богослужениях, вспоминая эти события, переживает их заново, т.е. они для него актуализируются, становятся значимыми, он размышляет над их значением в истории спасения, размышляет над своим местом в этом спасении. По сути, когда мы в нашем личном Крещении вступаем в Церковь, усыновляясь или удочеряясь Богу, мы соответственно становимся соучастниками великой истории спасения, великой Священной истории. Мы вступаем в Церковь, как в Тело Христово.

Как проходит празднование Крещения Господня на вашем приходе?

В храме происходит праздничное богослужение, как и во всех храмах Русской Православной Церкви. В канун праздника, в сочельник совершаются Царские часы, торжественная Вечерня с Литургией. Во время Вечерни, как накануне Рождества и Пасхи, читаются большие фрагменты из Ветхого Завета – пророчества, указывающие то событие, которое мы вспоминаем за данным богослужением. После окончания Литургии происходит первое освящение воды. Освящается вода два раза – в канун (в сочельник) и в сам день праздника. Нужно подчернуть, что читаются одни и те же молитвы, это то же самое освящение. Просто нередко можно услышать, что якобы есть Крещенская и Богоявленская вода. Ничего подобного, это одна и та же вода, одинаковая святыня. Поэтому, если у кого-то нет возможности прийти в первый день, можно прийти во второй день или позже, когда будет возможность. Вечером в канун праздника совершается Всенощное бдение, а в сам праздник — Божественная Литургия, по окончании которой вновь совершается Чин великого освящения воды. В перерывах между службами происходит раздача святой воды. Сотрудники храма и прихожане помогают при раздаче воды, отвечают на вопросы верующих, следят за порядком в храме, потому что, к сожалению, при большом стечении людей порой случаются разные недопонимания.

Полагаю, что по психологической нагрузке это один из самых «тяжелых» праздников. Так получается, что в эти два дня приходят не только постоянные прихожане, но и те, кто ходит в храм не часто. В этот день, как и накануне Святой Пасхи в Великую Субботу, приходят люди, которые очень редко заглядывают в храм. И в первую очередь мы видим много людей, которые хотя и отождествляют себя каким-то образом с Православием, но большей частью приходят только за святой водой. Поэтому бывает достаточно тяжело найти общий язык с людьми, которые, может быть, даже и не хотят тебя услышать, что-то узнать о смысле происходящего, но приходят лишь с целью взять частичку святыни.

Был такой случай. В начале моего священнического служения в праздник Крещения Господня было, как и в другие годы, много желающих набрать святой воды. А, как правило, для освящения воды в этот праздник Церковью арендуются большие баки. И такой же бак из-под кваса стоял в этот день возле церкви Феодора Стратилата. Люди подходили и наливали святую воду. Вдруг, один «умелец», стоя в очереди за крещенской водой, заметил прикрепленный на бак листок с прейскурантом цен на продаваемый обычно в подобных бочках квас. И, что называется – не растерялся. Обратил внимание всей очереди на ценник якобы продаваемой святой воды. И стал брать деньги за литр, пол литра, а то и за большее количество набираемой святыни. Конечно, заработать на этом у предприимчивого мужчины не получилось. Продажа, слава Богу, была быстро замечена и прекращена.

Какими особенностями отличается этот праздник и как христианам нужно относиться к освящению воды в этот день и к купанию в проруби?

Особенности праздника — это, в первую очередь, сам молебен на освящение воды – великая Агиасма. «Агиасма» – с греческого «святыня». Это особый чин, который служится раз в году на Богоявление, а фактически два раза – в сочельник и в сам день Праздника. Это основное отличие от других праздников. Безусловно, отличаются звучащие в храме богослужебные и библейские тексты, поскольку они приурочены к конкретному событию.

—цитата—

«Купание в проруби само по себе не плохо, но к Церкви это не имеет непосредственного отношения»

протоиерей Сергий Золотарев

Купание в проруби — это такая традиция, но нужно помнить, что эта традиция ни хороша, ни плоха сама по себе. Нет в ней ничего плохого, но не нужно и слишком большого значения придавать. Более того, в специальном дореволюционном справочнике «Настольная книга священнослужителя» есть указания для священнослужителей о необходимости вразумления прихожан, что не нужно предаваться языческим обычаям. То есть в дореволюционной России это буквально считалось языческим обычаем.

Вместо того, чтобы идти в храм молиться, люди придавали особое значение этому купанию. Купание в проруби само по себе не плохо, но к Церкви это не имеет непосредственного отношения. Для кого-то может быть это и станет первым шагом к воцерковлению, но не для тех людей, которые купание воспринимают просто как оздоровительную процедуру, тем более, если при этом принимают «для сугрева» алкоголь. В день праздника православные христиане причащаются Святых Христовых Таин, поэтому ни о каком «увеселении» речи идти не может. На мой взгляд, эта практика становится порочной, когда люди накануне праздника вместо того, чтобы идти на Всенощное бдение, а утром на Литургию, едут куда-то в ночь далеко, чтобы обязательно после полуночи окунуться. В итоге возможности пойти на богослужение у них нет, либо желания нет. Никакой церковности или благочестия в этом нет и быть не может.

Как подобает встретить воспоминание события Крещения Спасителя верующему человеку?

Должна быть внутренняя собранность, сосредоточенность, трезвенность мышления. В принципе, это традиционный настрой, с которым человек приходит к участию в храмовых богослужениях, к принятию Святых Христовых Тайн в таинстве причащения. На мой взгляд, еще необходимо то, чего сильно не хватает православным христианам. Мы читаем много духовной литературы, но, к сожалению, зачастую мало внимания уделяем непосредственно Библии. Один христианский мыслитель в начале прошлого века как-то сказал: «Православные Библию почитают, но не читают. Они видят ее только снаружи, когда прикладываются к ней во время Всенощного бдения». Поэтому необходимо настоятельно рекомендовать людям прочитывать соответствующие библейские отрывки накануне богослужения. Тем более, что с доступностью текстов сейчас проблем нет. Существуют специальные календари с библейскими ежедневными чтениями, есть тексты в интернете, как на славянском языке, так и в различных переводах на русский язык. Со всем этим можно при желании ознакомиться. Кто ищет – тот найдет.

Но ведь Библия – это не просто книга, которую, как любую другую книгу можно просто так взять, прочитать и все сразу понять. Священное Писание – это книга Церкви и всегда, в первую очередь, она хранилась, читалась, изъяснялась и толковалась в Церкви. И если мы хотим понять написанное, то необходимо читать священный текст с толкованиями, с комментариями библеистов, богословов, но, безусловно, в первую очередь, с комментариями Святых Отцов.

Какое значение для человека имеет Крещение Вочеловечевшегося Бога и Крещение самого человека?

Сразу необходимо отметить, что Крещения Спасителя описывают несколько евангелистов, то есть это очень важное и значимое событие. Мы видим, ему предшествует крещение покаяния, к которому призывал Иоанн Предтеча. Церковь осмысляет это как прообразование грядущего истинного Крещения, как рождения в вечность, которое совершается уже в Церкви.

Христос, как единородный Сын Божий, будучи безгрешным, не имел нужды в очищении. Он приходит для того, чтобы освятить, преобразить, исцелить эти воды. Вода ведь – это удивительная стихия. С одной стороны это стихия, дающая жизнь. Один из древнегреческих философов, Фалес, некогда говорил, что вода – это первооснова всего, все произошло из воды. С другой стороны, мы видим, что вода уже в нашем падшем мире – это стихия сокрушающая, которая может быть смертоносной. В то же время вода даёт жизнь, возрождение. Поэтому вода взята и для Таинства Крещения. Человек, погружаясь в воду, умирает для греха, а восходя, он воскресает, возрождается для жизни вечной. Так вот, Христос нисходит в иорданские воды для того, чтобы освятить их. Воды Иордана как бы несут в себе всю тяжесть грехов тех людей, которые приходили к Иоанну Крестителю. И вот, Христос, сходя в воды, берет на Себя все эти грехи мира.

Далее отметим, что Иисус Христос, не имея нужды в очищении, в омовении, по сути становится в один ряд с нами, грешниками. Он пришел для того, чтобы искупить нас, освободить власти греха и смерти. И Он становится солидарным с нами во всем, кроме греха. Он ведь не приходит в мир как герой, как торжествующий властелин. Он приходит в мир, как обычный человек приходит. Мы рождаемся, наша жизнь начинается с зачатия. Так и Он. Ведь что такое Благовещение? Это по сути праздник зачатия Иисуса Христа. Девять месяцев Он скрывается в утробе Матери. Он рождается, как человек, растет, приходит в зрелость. Только в тридцатилетнем возрасте, как это было положено у иудеев, Он выходит на служение учительства. И здесь, по сути, Он берет на себя все последствия первородного греха. В том числе Он становится в один ряд с грешниками, которые выстроились в очередь к Иоанну… Он как Бог, как Творец, даровавший человеку свободу, и увидевший, как человек неправильно воспользовался свободой, и к чему она привела, берет ответственность за Свое творение и нисходит на землю, чтобы прожить нашу жизнь во всей ее полноте, динамике, трагизме, прожить от зачатия до смерти. И в крещении от Иоанна мы видим один из моментов Его самоумаления, когда Он становится в один ряд с нами. Это момент нравственного примера. Но все-таки Крещение – это в первую очередь, как мы отмечали, событие Богоявления.

Существует мнение, что в момент личного Крещения человеку прощаются все его грехи, так ли это?

В данном случае мы говорим уже не о празднике, а о Таинстве крещения. Давайте перейдем от Крещения Христа к крещению каждого христианина. Действительно, в таинстве Крещения прощаются все грехи, но нужно сказать, что это сопутствующий момент, потому что в первую очередь крещение – это Таинство рождения в новую жизнь, Таинство, в котором мы, умирая для прошлой греховной жизни, рождаемся для новой жизни во Христе, для вечности, усыновляясь или удочеряясь Богу. По сути мы можем назвать Таинство крещения Таинством вступления в Церковь, это другое название этого Таинства. Безусловно, оно связано с тем, что человек оставляет свои прошлые грехи. Собственно, и в Символе Веры мы исповедуем «едино Крещение во оставление грехов». Здесь мы должны отметить момент, что когда мы крестим младенцев, то они личных грехов не имеют. Кстати на основании этого некоторые христиане, в частности протестанты, отрицают необходимость крещения детей. Тем не менее православное христианство учит, что первородный (праотеческий) грех — не столько виновность человека, сколько в первую очередь то наследуемое состояние нашего естества после грехопадения Адама и Евы, которое заключается в тленности, страстности и смертности человеческой природы и предрасположенности ко злу и греху. В этом смысле мы все рождаемся с испорченной тленной природой. Младенец, приходя в мир, уже обречен на смерть, на страдания, на болезни, но первородный грех еще не проявлен во всей полноте. По мере возрастания ребенка, первородный грех начинает воздействовать на его волю, побуждает и подталкивает его к совершению личных грехов. Поэтому, когда мы крестим младенцев, мы отмечаем, что крестим их во оставление и омовение от первородного греха, в рождение в вечную жизнь. А при крещении взрослых сознательных людей, мы говорим, в том числе, и об оставлении грехов личных.

Крещение призывает христианина следовать новой жизни. Если мы умираем для жизни греховной, тленной, то мы рождаемся для жизни во Христе. Это обязывает нас к соответствию идеалу: «Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят» (Лев. 20:7). При этом мы должны помнить напутственные слова Христа перед вознесением, где Он говорит: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). Читая эти слова в русском переводе, мы не до конца понимаем всю глубину этого «великого поручения». По сути, по-гречески эти слова звучат: «Идите и сделайте моими учениками все народы, крестя их… и уча…». То есть мы становимся учениками Христовыми, детьми Божьими. Мы перерождаемся. Пока это только потенция, некий залог вечной жизни, как семя брошенное в землю. Его можно поливать, удобрять, и тогда оно принесет плод. Или можно запустить и оно истлеет и погибнет. Так же и крещение – это именно залог вечной жизни. Соответственно, этот залог, это семя должно прорасти. Следом за Таинством крещения в традиции Православной Церкви преподаются новокрещенному дары Святого Духа в Таинстве миропомазания. Человек получает благодать, дар Святого Духа для того, чтобы уже возрастать в этой жизни и следовать к святости.

В приходах города имеет место практика распространения информационных буклетов о празднике. Расскажите, пожалуйста, об этом.

Да, действительно, это так. Мы готовим информационные буклеты по причине насущной необходимости, возникающей в связи с тем, что в этот день огромное количество людей, не только постоянных, практикующих христиан, но часто людей случайных приходит в храм. Наверное, некорректно было сказать, что случайных, ведь все люди являются детьми Божиими, и, по слову апостола Павла, Господь хочет, чтобы все спаслись и пришли к познанию истины (1Тим 2:4). Но при этом мы видим, что в человеке часто его религиозность находится в зачаточном состоянии. Он порой просто чувствует, что есть нечто Святое. Переживает это чувство святыни, благоговения. Поэтому люди часто приходят за, скажем так, «материализованной», овеществлённой святыней, и приходят с самыми разными намерениями и желаниями. Часто их представления о святой воде очень смутные, даже языческие, магические что-ли. В то же время приходит большое количество тех людей, которые, вероятно, в другое время в храм и не зайдут. Поэтому возникло желание, вернее оно было давно, но воплотилось в жизнь по инициативе Синодального отдела по делам молодежи. В 2012 году была проведена впервые во всероссийском масштабе такая акция по распространению специальных информационных листовок о святой воде, о празднике Крещения, где доступным языком рассказывается об основных вещах, предупреждается о тех или иных предрассудках и суевериях, которые на самом деле не имеют отношения к церковной традиции. Ежегодно мы эти листовки распространяем в пределах храмов Епархии. Это находит большой отклик. Люди приходят, берут для друзей и знакомых. Мы поняли, что в этом есть свой смысл. В этом году это начинание будет продолжено, по всем храмам и монастырям города будут раздаваться эти информационные буклеты.

Добавление комментариев закрыто.