Валдайская Иверская икона
Home » Святыни » Списки иконы Иверской Божьей Матери

Списки иконы Иверской Божьей Матери

размещено в: Святыни 0

Существующие в России списки Иверской иконы Божьей Матери.

I. Икона работы Ямвлиха Романова (1648 год)
В царствование Алексея Михайловича, архимандрит афонского Иверского монастыря Пахомий приехал в 1647 году в Москву для сбора пожертвований. Царь Алексей Михайлович, по просьбе бывшего у него в милости Новоспасского архимандрита Никона, желавшего приобрести список с чудотворной Иверской иконы Богоматери, повелел архимандриту Пахомию доставить в Москву самый верный список с Иверской чудотворной иконы Бoжиeй Матери. Иверский архимандрит, возвратившись в свою обитель, не замедлил исполнением царской воли и просьбы архимандрита Никона и послал точный список иконы Богоматери к Никону в Москву с почтенными иверскими иноками при грамотах (посланиях) к царю и Никону от 15 июня 1648 года. В этих двух грамотах обстоятельно изъяснено, как была писана икона, препровожденная в Москву: «Как есми приехал в наш монастырь, – пишет Пахомий в грамоте царю, – собрав всю свою братию 365 братов и сотворили весьма великое молебное пение с вечера и до света и святили есмя воду со св. мощами и святою водою обливали святую чудотворную икону Пресвятыя Богородицы старую Портаитскую и в великую лохань ту святую воду собрали и собрав паки обливали новую деку, что сделали всю от кипарисного древа, и опять собрали ту святую воду в лохань и потом служили божественную и святую Литургию с великим дерзновением и после святой Литургии дали ту святую воду и святыя мощи, преподобному инокосвященнику и духовному отцу господину Ямвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святые мощи с красками, написати святую и священную икону». (Далее описывается, что иконописец употреблял пищу только в субботу и воскресенье, а братия дважды в неделю совершали всенощныя моления и по вся дни литургии).

И та икона (новописанная) не разнится ни в чем от первой ни длиною, ни шириною, ни ликом, только слово в слово новая, аки и старая». Икона отправлена была в Москву с иepoмонахом екклесиархом и великим подвижником Корнилием (подвизавшимся в пустыне на той же горе, где подвизался и Гавриил, принявший Иверскую чудотворную икону с моря); с Корнилием были посланы еще келарь инок Игнатий (путешествовавший в Москву с Пахомием и в 1647 году) и инок диакон Дамаскин. С этою иконою послано было описание чудес от нея и зданий Иверскаго монастыря. Икона прибыла в Москву 13 октября и встречена была у Воскресенских ворот царем Алексеем Михайловичем и его семейством, патриархом Иосифом и духовенством, боярами и бесчисленным множеством народа; а 14 октября был у государя стол по столовой избе. По свидетельству диакона Павла Алеппскаго, бывшего с антиохийским патриархом Паисием в Москве в 1655 и 1656 годах, царица Марья Ильинична взяла у Никона эту икону, без сомнения, вскоре по принесении ея с Афона; а через 5 месяцев по прибытию ее Никон рукоположен был в митрополита Новгородского.

В 1654 году эта икона торжественно провождена была из Москвы в воинский поход против поляков. «Тогож месяца мая в 15 день, – говорят Дворцовые Разряды, – государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси отпустил с Москвы из соборныя церкви в Вязьму чудотворную икону Пречистыя Богородицы Иверския, которая принесена в царствующий град Москву из Царьграда от Парфения, патриархa Цареградского, а за тем образом отпустил Государь в Вязьму Корнилия, митрополита Казанского и Свияжского. А из соборной церкви образ Пречистыя Богородицы до монастыря Пречистыя Богородицы Донской провожал государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея России да святейший Никон, патриарх московский». Из тех же Дворцовых записок видно, что митрополит Корнилий был с иконою и под Смоленском. Эта икона, по всей вероятности, стояла в образной или в домовой церкви царицы, а пред провождением ее в поход перенесена в Успенский собор, по возвращении же снова поставлена в палатах царицы, и об ней более нигде не упоминается. Она находится теперь в московском Новодевичьем монастыре, что явствует из нижеследующего:

а) на этой иконе в самом низу пред полем есть греческая надпись, написанная золотыми буквами, разделяющаяся на два стиха и гласящая: «Писал сию со старанием Ямвлих Романов, в келиях Иверских живущий. Лета 7156». Под нею другая надпись по золоту красными словами: «Старанием и иждивением Пахомия II архимандрита Иверского. Лета 1648»;
б) в грамотах Пахомий говорит, что список Иверской иконы, посылаемый в Москву, писан на кипарисной доске, Новодевиченская Иверская икона написана как раз на кипарисной доске;
в) известно, что по двум боковым полям афонской Иверской иконы изображены 12 апостолов, а вверху по сторонам венца Богоматери, два ангела. И на Новодевиченской иконе на правой сторон Богоматери (а от смотрящего на левой) на поле изображены шесть апостолов, в следующем сверху порядке: Петр, Иоанн Богослов, Марк, Андрей, Симон, Филипп; на левом поле: Павел, Матвей, Лука, Иаков, Варфоломей, Фома. Петр держит свиток, свитый таким образом, что представляет форму двух ключей; евангелисты держат евангелия, на разогнутых страницах на которых написаны по-гречески первые слова Евангелий; апостол Павел изображен с согнутою книгою, прочие апостолы с согнутыми свитками. Над каждым апостолом написано имя его по-гречески. По обеим сторонам Богоматерняго венца в углах изображены два архангела в кругах, обращенные к Богоматери, с греческою надписью: apy (архангел). На Валдайской Иверской иконе архангелы названы: Михаил и Гавриил;
г) все прочие слова и надписи на Новодевиченской иконе также греческие. Между архангелами над главою Богоматери надпись в две строки: «Вратарница Иверская», а над правым плечом: «милостивая» (то же и на Валдайской Иверской иконе);
д) на левой исподней стороне этой иконы на расстоянии 9,5 вершков от низу у края сделан ящичек (выдолблен) почти в вершок в квадрате ширины и около 3/4 вершка глубины. Он задвигался со стороны крышкою, которая не сохранилась. Это объясняется тем сказанием об афонской Иверской иконе, по которому никейская вдовица, решившись пустить ее на воду, выдолбила на нижней стороне иконы ящичек и положила в него три монеты, по которым впоследствии и узнана была икона, когда явилась на Афоне. То же сделано и на копии, посланной в Россию;
е) что касается меры, то рассматриваемая икона только на 3/4 вершка (и в длину, и в ширину) менее афонской: она имеет 1 аршин 14 1/4 вершков в длину или высоту и 1 аршин 2 3/4 вершка в ширину; афонская же высотою 1 аршин 15 вершков, а шириною 1 аршин 3 1/2 вершка. Это разность незначительная. Могло быть, что доска для иконы, посланной в Россию в 1648 году, заготовлена была из непросохшего дерева и потом усохла. Иверская Валдайская, или Святоозерская икона, которая также есть точный список с Афонской, имеет в высоту 1 аршин 15 1/2 вершков, а в ширину 1 аршин 3 1/2 вершка;
ж) к внешним признакам присоединяются мнения на основании исторических данных в подтверждение того, что Новодевиченская Иверская икона есть та самая, которая принесена с Афона в 1648 году. Царица Марья Ильинична взяла, как сказано выше, эту икону себе; поэтому надобно полагать, что она стояла или в ее домовой церкви, или в образной. От Марьи Ильиничны икона эта перешла к дочери ее Софии, постриженной с именем Сусанны в Новодевичьем монастыре и скончавшейся здесь схимонахинею; гробница ее стоит у той же южной стены собора, где находится и икона. На иконе, как видно, не было оклада, кроме серебряных венцов – на Богоматери и на Богомладенце. Это объясняется, во-первых, тем, что она стояла в домовой моленной царицы, и, во вторых, тем, что она писана по золоту, так что общий фон ее был золотой, почему она и без ризы имела вид ризы и блистала красотою. Теперь краски, особенно на полях, во многих местах опали, от чего немало пострадали изображения апостолов.

II. Икона Валдайского Иверского монастыря (1656 год)
В 1653 году, на память перенесения мощей святителя Филиппа (3 июля), у патриарха Никона родилась мысль о создании обители во имя Иверской иконы Богоматери на прежде (еще в 1651 году) излюбленном им острове на озере Валдае, в Новгородских пределах. Он открыл свою мысль царю, который оказал ему полное содействие в приведении его намерения в исполнение. Предположено было создать обитель во всем подобною Афонскому Иверскому монастырю. В том же году преступлено было к созданию обители и воздвигнуты были два временных деревянных храма: один во имя Пресвятой Богородицы Иверской, а другой с теплою трапезою во славу святителя Филиппа. В следующем году принесены были в новосозданную обитель из Москвы части мощей святителей Петра, Ионы и Филиппа. Сопровождавшие их встретили за 20 верст от Иверскаго монастыря шествующие туда же мощи преподобного Иакова из Боровичей (это было 24 февраля). Отслужив литургию в крестопоклонную неделю (26 февраля) патриарх отправился в Москву и немедленно послал в святую Афонскую гору с тем, чтобы там с Иверской Афонской иконы написана была икона для новосозидаемой обители. По написании ее совершенно согласно с древнею чудотворною, она была отправлена в Москву с тем же подвижником, священником Корнилием, который сопровождал и первую Иверскую икону в Москву (в 1648 году), и еще иеромонахом Никифором. Св. икона прибыла в Москву в 1655 году.

Валдайская Иверская икона
Валдайская Иверская икона

В Москве между тем украшаема была золотом, жемчугом и драгоценными камнями Иверская икона, привезенная с Афонской Горы. По свидетельству патриарха, на золотую ризу, убрус Богоматери и венцы и на все украшение этой иконы употреблены им сорок четыре тысячи рублей. Украшение окончено 1 марта 1656 года, как видно из исторической надписи на самой иконе.
В декабре 1656/57 года, во время освящения соборного храма Иверского монастыря, икона заняла свое место в иконостасе.
Предстательство Божией Матери, явленное в разных чудесных случаях на Валдае, особенно во время эпидемии холеры в 1848 году, укрепляло веру православных людей в покровительство Пречистой Царицы Небесной. В 1849 году Государь Император утвердил определение Святейшего Синода об учреждении из Иверского монастыря крестного хода с чудотворной иконой, который совершается ежегодно 28 июля вокруг города Валдай в вечное воспоминание граждан об избавлении от смертоносной эпидемии холеры, после обнесения той иконы вокруг города Валдая. При этом в течение 10 дней икона оставалась в городе . При настоятеле Иверского монастыря архимандрите Лаврентии в середине XIX века сложилась традиция продолжительных крестных ходов по населенным пунктам Новгородской епархии.
Чудотворную Иверскую икону при большом стечении народа выносили из монастыря 21 мая, в праздник свв. Константина и Елены (в память спасения монастыря во время пожара 1825 года). Возвращалась икона в обитель к осеннему празднику Иверской иконы, отмечаемому 13 (26) октября. В середине этого периода икону возвращали в монастырь, со 2 по 26 июля она находилась в Успенском соборе монастыря, а с 27 июля по 6 августа – в г. Валдае. Крестный ход по епархии состоял из трех частей: с 21 мая по 1 июля – Демянское направление, с 27 июля по 6 августа – г. Валдай, с 9 августа по 12 октября – Боровичское направление, в которое входил и крестный ход по железной дороге от ст. Окуловка до ст. Любань и обратно. В крестных ходах была задействована чудотворная Иверская икона Божьей Матери, принесенная в XVII веке в Иверский монастырь святейшим патриархом Никоном и представляющая собой точный список с афонского первообраза .
В 1719 году с ризы был похищен венец, осыпанный драгоценными камнями.
В 1861 году никоновская риза Иверской иконы была заменена новою золотою чеканкою ризою весом 25 фунтов 30 золотников (11,3 килограмма), под которою находился серебряный оклад. Риза изготовлена золотых и серебряных дел мастером из С.-Петербурга Ф. А. Верховцевым и стоила 15 600 рублей. Риза была украшена бриллиантами, изумрудами, сапфирами, алмазом, жемчугом. Кругом всей ризы вычеканены сверху Архангелы и по бокам 12 Апостолов. В художественном отношения отделка представляла верх совершенства. На рубашке Богомладенца в золотом кресте вложена частица Животоврящего Древа Креста Господня. На затворах ризы повторена старая вкладная надпись, сделанная по заказу патриарха Никона 1 марта 1656 года, а также вырезан текст надписи, составленной в XIX веке.
В 1866 году стараниями архимандрита Лаврентия в С.-Петербурге была заказана еще одна риза, повторяющая прежнюю, но с той только разницей, что вместо драгоценных камней в ее украшении использовались обычные камни и стеклянные бусины. Новая риза была специально сделана для использования в крестных ходах.
25 мая 1892 года во время крестного хода по Крестецкому уезду, когда икона находилась в д. Давыдовщина, на нее было совершено разбойное нападение. Крестьянин Г. Васильев топором ударил по иконе. Разбилось стекло, повредилась рама, были рассечены два слоя оклада и повреждена сама икона.
Если оклад на время крестного хода менялся, то сама икона оставалась прежнею, никоновскою. В период крестных ходов ее место в Успенском соборе занимала ее точная копия, на которую надевалась «драгоценная» иверская риза.
В начале XX века в Успенском соборе было четыре Иверских иконы. Кроме того, Иверские иконы имелись в церквях Богоявления Господня, св. Филиппа, Архангела Михаила, в ризнице, таким образом, в обители в общей сложности было десять Иверских икон. Но в крестные ходы всегда отправлялись с чудотворной никоновской иконой XVII века.

III. Икона Иверской часовни в Москве (XVII век)
Начало и происхождение Иверской иконы Богоматери в часовне при Воскресенских воротах в Москве покрыто завесою таинственности, как и происхождение многих чудотворных икон. Часовня, в которой находится сей благоговейно чтимый образ, издревле принадлежала Николаевскому Перервинскому монастырю, и в нем могли сохраниться документы в отношение к святой Иверской иконе. Но ученый составитель истории этого монастыря, принадлежавший к Перервинской семинарии и пользовавшийся архивом, еще не расхищенным неприятелями, писал в начале настоящего столетия: «Как и когда сей образ в помянутой часовне обрелся, того неизвестно» . Немало исследовано нами рукописных памятников XVII века в архивах Москвы, и после всех наших изысканий мы должны сказать то же самое. Нам представляется верным, что это не есть та икона, которая принесена в Poccию в 1648 году, как это без всяких оснований стали утверждать некоторые писатели со 1842 года, ибо святая икона, что в Иверской часовне, высотою, а особенно широтою значительно превосходит афонскую, – а по письмам архимандрита Пахомия к царю Алексею Михайловичу и архимандриту Никону присланная им в Москву в 1648 году икона не разнится ни в чем от афонской, ни шириною, ни длиною, ни ликом. Есть и другие важные основания, ниспровергающие вышеприведенное мнение новейших писателей. Но это, конечно, не умаляет священного достоинства и славы самим Богом прославленной св. иконы.
Часто благодать Божия проявляется там, где ее и не ожидают. Господь для проявления своей Славы избирает людей не знатных и славных, но худородных и уничиженных (1 Кор. I, 26–28). Подобное бывает иногда и со святыни иконами. Казанская икона Божией Матери обретена в земле на месте, где стояла печь в доме стрельца. Список Казанския иконы Божией Матери в Тобольске немало времени стоял на паперти церковной в чулане лицом к стене и потом дивно прославлен Богом. Грузинская икона Богоматери, прославившаяся в 1654 году во время чумы в Алексеевском московском монастыре, долго пред тем стояла в стене между церковного утварью. Калужская обретена под кровлею (на чердаке) частного дома. Кто уразумеет ум Господень или кто советник Ему быстъ (Римл. XI, 34) Он Сам прославил и святую икону «Вратарницу Московскую» не менее, чем самую Афонскую.

Из документов Николо-Перервинскаго монастыря видно, что часовня между Неглиненских (теперь Воскресенских) ворот построена от этого монастыря около 1659 и не позднее 1660 года для подаяния, православных христиан того монастыря в церковь, и при ней постоянно находился старец. По всей вероятности, прямо или вскоре после построения часовни поставлен был в ней список Иверской иконы Богоматери. Эта часовня обращена была лицом к Красной площади или находилась при внутренней стене ворот до 1680 года. Снаружи же в простенках этих ворот стояла лавка, сначала принадлежавшая вдове Василисе Афанасьевой, а потом перешедшая к Перервинскому монастырю. Эта монастырская лавка стояла до 1680 года, когда Неглиненския ворота за ветхостью были разобраны.
На месте прежде бывшей снаружи ворот и разобранной лавки Перервинскаго монастыря поставлена часовня этого монастыря с Иверскою иконою Богоматери: эта последняя уже тогда была благоговейно чтима и носима по домам граждан и даже самое место около часовни было особенно чтимо. В 1735 году образ Иверския Богоматери в Иверской часовне был облечен серебряною ризою на подаяния доброхотных жертвователей. В 1738 году переведена с греческого на славянский язык служба Иверской Божией Матери, учителем московской славяно-греко-латинской академии иеромонахом Димитрием Раевским (или Раиеским) и греком монахом Иоакимом.

Из двух самых древних описей Иверской часовни, относящихся к 1748 году, видно, что на главном, среднем месте в часовне стояла (как и ныне) настоящая икона Иверской Божией Матери: ризы на Спасителе и Богоматери были серебряные накладные, также и поля серебряные чеканные и вызолочены. Убрус и венцы украшены дорогими каменьями и жемчугом. Затем описаны привески: один российский золотой и другие монеты, серьги, два креста. По левую сторону стоит новый образ Иверския Богоматери, списан с настоящей иконы: на нем поля и оплечья серебряные чеканные. Венец на Спасителе чеканный серебряный, венец на Богоматери чеканный серебряный с изображением херувимов и ангелов; убрус и ожерелья, низанные жемчугом, украшены дорогими каменьями, внизу у Богоматери и Спасителя поднизаны изумруды (46 штук), рублевики, полтинники и другие монеты. Так как этот список называется в описи 1748 года новым, то, значит, сделан незадолго до этого времени.
Около 1758 года настоящая Иверская икона Божией Матери была еще более украшена драгоценными камнями и жемчугом от привесных вещей. Над челом Ее на убрусе стали блистать звезды из бриллиантов. По описи 1763 года по обеим сторонам короны Богоматери были два ангела серебряные, чеканные, местами позолочены, на обоих ангельских венцах 16 алмазов; весу серебра в ризе и венцах было 35 фунтов 24,5 золотника. На новый список иконы Богоматери сделана серебряная позлащенная риза из тех же привесков, да госпожа Татьяна Абрамова Юшкова собрала на этот предмет от разных деталей 100 рублей. На ризе этой иконы была сделана следующая надпись: «Совершися риза сия при державе Благочестивейшия Самодержавнейшия Великия Государыни Императрицы Елисавет Петровны всея России и при наследнике ея внуке Петра I благоверном Государе и Великом Князе Петре Феодоровиче и супруге его благоверной Государыне и Великой Княгине Екатерине Алексеевне и благоверной Государыне и Великой Княжне Анне Петровне, сделана же от подаяния доброхотных и добролюбивых дателей и к Ней Божией Матери усердие имеющих, в бытность игумена Кирилла, искусством и художеством благолепия церковного производителя Василия Матвеева сына Щукина от Р. X. 1758 года месяца Ианнуария». Весу серебра в этой ризе было 27 1/2 фунтов; из украшений ее особенно выдавались две фигуры на убрусе Богоматери: одна на подобие солнца, другая на подобие 12 звезд; в средине их была луна, все это из бриллиантов и дорогих каменьев.

В 1782 году найдено было необходимым разобрать прежде устроенную каменную Иверскую часовню: вместо нее сделана деревянная более вместительная. В 1801 году она была одета снаружи со всех сторон белою английскою жестью с бронзовыми по местам барельефами, покрыта белым же листовым железом, а наверху поставлен ангел с крестом, вылитый из меди и вызолоченный чрез огонь.
Еще в 1777 году донесено было перервинским начальством митрополиту Платону, что низанный жемчугом убрус на образе Божией Матери, находящемся в Иверской часовне, от долгого времени и частого ношения иконы в дома осыпался. В 1788 году преступлено было к устроению новой ризы. Работа была разделена между троими мастерами. Драгоценные камни и жемчуг, составлявшие прежнее украшение иконы, употреблены ювелиром Авраамом Вернбергером на новые украшения, с прибавлением некоторой части нового материала. Корона сделана из драгоценных камней на серебряной основе, а риза, венцы и поля – из золота. На золотых полях вставлены на финифтяных кругах изображения апостолов (всех двенадцати) и других святых ветхо- и новозаветных. На верху по сторонам короны на тех местах, где по прежней описи были ангелы, сделаны два финифтяных украшения с надписями. На одной стороне над правым плечом Богоматери сделана греческая надпись, означающая по-русски «Матерь Божия, Вратарница Иверская, милостивая»; на другой стороне – «Устроена вновь cиa риза и поля с венцами из злата и короною из драгоценных камней по усердию благочестивого вкладчика, тщанием же Святейшего Правительствующего Синода Члена, Их Императорских Высочеств в законе учителя, преосвященнейшего Митрополита Московского и Калужского, Свято-Троицкия Сергиевы лавры Священно Архимандрита Платона в 1790 году. Весу во всем окладе и венцах 27 фунтов и 59 золотников <12,5 килограммов>, золото каждый золотник по три рубля и шестидесяти и пяти копеек, а всего 9 тыс. 677 рублей 97 копеек, кроме работы и прочего».

В 1812 году, во время нашествия французских полчищ, когда жители бежали из Москвы в виду наступавшего неприятеля, чудотворная Иверская икона Богоматери была вывезена во Владимир преосвященным Августином, управлявшим тогда московскою епархиею.
«Первого числа сентября, – пишет современник, архимандрит Перервинский Лаврентий, – в воскресенье, в 12 часу вечера преосвященный Августин получил письмо от главнокомандующего в Москве графа Ростопчина о том, что по причине нечаянного решения князя Кутузова отдать столицу неприятелю, объявляется преосвященному Высочайшее повеление немедленно выехать из Москвы по Владимирскому тракту, взяв с собою три иконы Божией Матери: Владимирской, что в Успенском соборе, Иверской и Смоленской. Преосвященный тотчас послал секретаря своего в Успенский собор за иконою Владимирской Богородицы; икона Смоленская уже была вывезена преосвященным Иринеем, епископом Смоленским; а за иконою Иверскою послал меня. Я приехал в часовню хотя и в ночное уже время, однако же, застал многих, то выходящих, то входящих в часовню для поклонения чудотворной иконе; а горящие свечи разливали яркий свет вдоль самой улицы.
Посему, чтоб неприметно оную икону, так сказать, скрыть от молящихся, приказал я бывшему тогда иеромонаху Исааку облачиться в священническую одежду, нести пред иконою зажженную свечу и с пением псаломщиками Богородичных стихов перенести икону в кельи монашествующих, сказывая другим, что икона подымается для болящего, как то обыкновенно бывает, а на место нее поставить список той иконы, что, беспрепятственно от народа, было исполнено. Икона, по принесении в кельи, положена была в приготовленный ящик и отправлена в дом преосвященного. В ночь, весь город находился в беспрестанном движении, а зарево с Можайской стороны освещало до половины неба, так что на улицах от него было светло. По возвращении моем в дом преосвященного, Владимирская икона Богородицы была уже привезена. И так преосвященный, испросив себе Божеское благословение и поручив бедствующий город небесному покровительству, отправился с обеими иконами из Москвы во Владимир, в 2 часа утра, 2 сентября, в понедельник». Из Владимира архиепископ Августин отправился 10 сентября в Муром, откуда 23 октября прибыл опять во Владимир, а 27-го числа святые иконы торжественно провожены из этого города в Москву.

В 1818 году государь император Александр Павлович пожертвовал на убрус Иверской иконы Богоматери звезду с большим сапфиром, осыпанную 22 бриллиантами и розами, ценой в 8500 рублей.
Список с древней Иверской иконы Богоматери, богато украшенный в 1758 году и оставленный вместо настоящей иконы в часовни в 1812 году пред вступлением французов в Москву, впоследствии не найден, и по выходе неприятеля из столицы в часовне все оказалось обезображенным. По обновлении сделан был новый список с настоящей Иверской иконы и облечен модною позлащенною ризою; в 1851 году сделана для него новая серебряная позлащенная риза с венцами, богато украшенными жемчугом и драгоценными камнями, из привесков к Иверской иконе, а прежняя отдана доверенному от московского мещанского общества Дмитрию Михайловичу Рыбникову: для Новоиерусалимскаго монастыря сделан упомянутым обществом точный список Иверской иконы, что в часовне у Воскресенских ворот, и на него возложена полученная от часовни риза со списка Богоматерней иконы. Этот образ поставлен в Новоиерусалимском монастыре 24 мая 1852 года.
Немало ходит в Москве устных сказаний о благодатных знамениях от этой святой иконы Пресвятой Богородицы. Святая Иверская икона носит на себе свидетельства дивного милосердая Божией Матери к страждущим – это привески из драгоценных металлов (с изображением членов тела), нередко приносимые лицами, избавленными Ею от тяжких болезней, или молящимися об избавлении.

IV. Иверская икона Божьей Матери в Молчанской Софрониевой пустыни (Курской епархии) (XVII–XVIII века)
Она принесена в эту пустынь в 1713 году сумским атаманом Луканом Константиновым, по особому явлению Божией Матери, о чем подробно говорится в надписи, вычеканенной на большом, круглом серебряном киоте, в котором помещается св. икона. Оклад на этой иконке украшен жемчугом и драгоценными каменьями, а корона осыпана бриллиантами. Икона помещается над царскими вратами в круглом, сребропозлащенном киоте с семью финифтяными образами по краям. Во время пения соборных акафистов и вообще для прикладывания св. икона торжественно спускается на шелковых шнурах.
Кроме устных преданий есть и письменные известия о многих случаях исцелений от этой св. иконы. Вот два таких случая.
Коллежский ассессор и московский именитый купец Дометий Диомидов Мещанинов в письме, присланном из Москвы от 23 января 1801 года к архимандриту Феодосию, изъявляет свое усерднейшее благодарение Господу Богу и Пречистой Богоматери за полученное им на 71-м году жизни исцеление от каменной болезни и от подагры, после совершения акафиста в его доме в Москве пред чудотворною Иверскою иконою Божьей Матери, находящеюся в Софрониевой пустыни и бывшею в упомянутом году, по особому случаю, в Москве с архимандритом.
Воронежской губернии города Боброва купеческая жена Любовь Андреева Григорьева, прибыв в пустынь 7 августа 1813 года с двухлетним сыном своим, объявила при многих сторонних свидетелях и старцах обители о полученном её сыном исцелении от жесточайшей болезни после нескольких откровений и явлений, бывших ей в сонном видении, о том, чтобы она пришла в эту пустынь и отслужила молебное пение с акафистом пред св. Иверскою иконою Божией Матери.

V. Иверская икона Ново-Иерусалимского монастыря (XVII век)
В Новом Иерусалиме есть весьма древняя и очень замечательная по письму Иверская икона Богоматери, вероятно, современная патриарху Никону. Слова греческой надписи «Вратарница Иверская милостивая» расположены на ней так же, как и на Новодевиченской и Святоозерской. На полях ея нет апостолов, но вверху изображены два ангела в кругах. Она немного разнится мерою от подлинной афонской (высоты 1 аршин 14 вершков, ширины 1 аршин 4 вершка). В той же обители есть другой список Иверской иконы Божией Матери (1858 года), о котором упомянуто было выше. На иконостасе его довольно пространная надпись говорит: «В жертву Заступнице рода христианского, Стене необоримой царства Русскаго и Дома царского, благословляющей входы и исходы возлюбленного Царя нашего Николая первого, на втором двадцатипялетии его сильного правдою и славного милостию державствования, устроен и украшен 1852 года, по соизволению Его Императорского Величества, от московского мещанства сей точный список с чудотворной иконы Иверския Богоматери», что у Воскресенских ворот.

VI. Нижегородская Иверская икона (1672 год)
Иверская икона Божией Матери – в Нижнем Новгороде, в кафедральном соборе, местная первая на левой стороне иконостаса, в серебряном окладе. Бывшая при ней медная позолоченная дощица, находящаяся в соборной ризнице, имеет на себе следующую надпись: «7180 (1672) года писал сей образ на Москве Государев иконописец Пимин Федоров, по прозванию Симон Ушаков, в Великий Нижний Новгород, по обещанию в соборную церковь благолепного Преображения Господня при первопрестольнике великом господине преосв. Филарете, митрополите Нижегородском и Алатырском, а отпущен сей образ с ним великим господином, егда первее иде прияти свой святительский престол» (Филарет был архимандритом Владимирского Рождественского монастыря и в 1672 году рукоположен был на новооткрытую нижегородскую кафедру). Подобная надпись есть и внизу самой иконы. Икона мерою значительно более подлинной афонской и даже Иверской у Воскресенских ворот (2 аршина 7,5 вершков высоты и 1 аршин 13,5 вершков ширины). На ней нет апостолов и ангелов.

VII. Иверская икона Божьей Матери в Смоленском монастыре
В 1700 году смоленский митрополит Сильвестр Черницкий установил читать еженедельно по субботам пред нею акафист.

VIII. Иверская икона Божьей Матери в храме на Ордынке в Москве (1792 год)
Надпись на ней говорить: «Истинное изображение и мера чудотворного образа Пресвятые Богородицы Иверския, которая обретается в царствующем граде Москве на Тверской улице в часовне у Воскресенских ворот; писана в 1792 году Ивановского сорока церкви Николая чудотворца в Кошелях священником Василием Ивановым». Образ написан был в церковь великомученика Георгия, созданную в 1673 году, а в 1798 году построен был во имя Иверския Богоматери храм с приделами великомученика Георгия (вместо бывшей главной церкви) и Иоанна Воина.

IX. Моздокская Иверская икона
Иверская икона Божией Матери в Моздоке. Жители этого города считают ее своею покровительницею. По преданию эта икона подарена грузинскою царицею Тамарою одному из осетинских обществ за его благочестие и твердость в христианской вере. Потомки этого общества, спустившись с гор вместе с подаренною им святою иконою, искали себе места для поселения в кавказских равнинах. Переправившись через реку Терек на место нынешнего Моздока, после ночлега они намеревались отправиться в путь, но не могли сдвинуть с места арбу с иконою. Это чудо осетины сочли за указание свыше на место своего поселения; здесь же жило небольшое число кабардинцев. Таким образом, они сделались основателями нынешнего Моздока. В 15 августа 1878 года в Моздоке положено основание величественному соборному храму в честь Божией Матери.

Х. Тамбовская Иверская икона (1855 год)
В Тамбовском Сухотинском женском монастыре совершается празднование Иверской иконе Божией Матери 20 января. Эта икона написана в 1855 году в Нижнем Новгороде

XI. Саратовская Иверская икона
В Саратове есть Иверская чтимая икона Богоматери в Киновии, приписанной к архиерейскому дому.

XII. Кишиневская Иверская икона (1859 год)
В Кишиневе в храме архиерейского дома находится Иверская икона Божией Матери, написанная на Афоне в 1859 году святогорцами Геннадием и Григорием. На полях ее изображены 12 апостолов, а вверху по сторонам короны Богоматери, два ангела парящие, но не в кругах. На верхнем поле над самою короною, Господь Саваоф. Этого изображения нет на списках Новодевиченском и Святоозерском. Но на этой иконе нет надписи «Вратарница Иверская милостивая». Она длиною менее подлинной Афонской (1 аршин 12 вершков), а шириною более (1 аршин 4,5 вершка), и поля ее шире, чем на древних списках Новодевиченском и Святоозерском. Надобно полагать, что мера изменена упомянутыми живописцами для большей симметричности иконы, потому что подлинная икона значительно простирается в длину, несоразмерно с широтою. И в самой России сделанные списки Иверской иконы также имеют более прибавления по ширине ради соразмерности.

XIII. Монреальская икона Иверской Божьей Матери (1981 год)
В Монреаль в 1982 году Иверскую икону, прославившуюся мироточением, привез с Афона Иосиф Муньос Кортес, испанец по происхождению, давно принявший Православие.
Монреальская мироточивая Иверская икона была написана на Афоне в 1981 году греческим монахом с оригинала иконы Богоматери Вратарницы.
Иосиф Муньос рассказывал: «24 ноября, в три часа ночи, я проснулся от сильного благоухания. Вначале подумал, что оно исходит от мощей или разлитого флакона духов, но, подойдя к иконе, я поразился: вся она была покрыта благоухающим миром! Я застыл на месте от такого чуда!»
Вскоре мироточивая икона была отнесена в храм. С тех пор икона Божией Матери постоянно мироточит, за исключением Страстных недель.
Замечательно, что миро истекает главным образом из рук Богоматери и Христа, а также звезды, находящейся на правом плече Пречистой. В то же время задняя сторона иконы всегда сухая.
Присутствие мироточивой иконы с ее благоухающим миром распространяет особую благодать. Так, парализованный молодой человек из Вашингтона по милости Богоматери был исцелен. В Монреале икона была привезена к тяжелобольному человеку, который не мог двигаться. Были отслужены молебен и акафист. Вскоре тот поправился. Чудотворная икона помогла женщине, страдающей тяжелой формой воспаления легких. Четырнадцатилетняя девочка страдала тяжелой формой лейкоза. Возлагая большие надежды на помощь от чудотворной иконы, она попросила привезти ее к себе. После молитвы и помазания миром состояние здоровья ребенка начало быстро улучшаться, и, к удивлению ее врачей, через некоторое время опухоли исчезли.

Чудотворный образ уже побывал в Америке, Австралии, Новой Зеландии, Западной Европе. И везде эта икона излучала умиротворение и любовь.
Миро обычно появляется во время молитвы или вскоре после нее, в количестве, зависящем от события или молитвенного усердия присутствующих. Порою, оно столь изобильно, что появляется сквозь охранительное стекло и заливает опору иконы, стену, стол. Так бывает в дни великих праздников, в частности, на Успение Божией Матери.
Известны многие случаи возврата людей к посещению храма, исповеди, причастию. Так, одна бедная женщина, узнав о смерти своего сына, готовилась лишить себя жизни, но, тронутая до глубины души при виде чудотворной иконы, раскаялась в своем ужасном намерении и немедленно исповедалась. Благодатное воздействие Пречистой пробуждает и преображает верных, нередко застывших в косном веровании.
Слава иконы широко распространилась за пределы Православной Церкви: многие католики и протестанты приходили почтить ее…
Однако в ночь с 30 на 31 октября 1997 года хранитель иконы Иосиф Муньос Кортес был убит при загадочных обстоятельствах, а Чудотворная Иверская икона бесследно пропала…

XIV. Иверская икона Божьей Матери в Парижском Трёхсвятительском подворье
Стараниями митрополита Вениамина была выкуплена у прежних владельцев, потомков французского офицера, который вывез икону из Москвы во время Отечественной войны 1812 года.
Список с Иверской Парижской иконы Божьей Матери, хранится в рижском Свято-Троицком соборе. По словам проректора Рижской духовной семинарии, в Ригу эту икону привез митрополит Вениамин. По другой информации, список мог оказаться в Риге еще при митрополите Елевферии (Богоявленском), возглавлявшем приходы РПЦ в Западной Европе в начале 1930-х годов.

XV. Иверская икона Валдайского Иверского монастыря (1855 год)
Список сделан с Иверской чудотворной иконы, принесенной в Иверский монастырь в 1656 году патриархом Никоном. Этой иконой благословили ополченцев, уходящих на Крымскую войну. Всю войну находилась в боевом походе, по окончании которого возвращена в обитель. На иконе надпись: «Напутственное благословение Валдайской дружине от Настоятеля Иверскаго монастыря Архимандрита Лаврентия. 1855 г. Июня 11 дня»

XVI. Иверская икона Псково-Печерского монастыря (2006 год)
Написана в Грузии, в Тбилиси. Передана в монастырь Архимандритом Антонием (Гулиашвили).
Таким образом, в Псково-Печерской обители собраны святыни со всех четырех уделов Божией Матери: Иверии, Афона, Киева и Дивеево.

XVII. Другие Иверские иконы
Множество храмов по всей России хранят дорогую святыню – Иверскую икону. В одной только Москве чтимые иконы Иверской Божией Матери хранятся в десяти храмах:
1. Храм Троицы Живоначальной в Свиблове (построен в 1694–1697 годах).
2. Храм Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских ворот (построен в XVIII–XIX веках).
3. Храм Спаса Преображения в Переделкине (построен в 1819 году).
4. Храм Спаса Преображения на Болвановке (построен в 1722 году).
5. Храм святителя Николая в Сабурове (построен в 1595 году).
6. Храм святителя Николая в Кузнецкой слободе.
7. Храм Илии Пророка (Воздвижения Креста Господня) в Черкизове (построен в 1690 году).
8. Храм Сошествия Духа Святого на Даниловском кладбище (построен 1832 году).
9. Храм Воскресения Христова в Сокольниках (построен в 1910–1913 годах).
10. Храм Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот – Большое Вознесение (построен в 1798–1816 годах).

Главное служение Иверской иконе в наши дни выражено словами тропаря:
«От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к Ней, тако и мою немощь посети, и душу мою помилуй Благая, и тело исцели благодатью Твоею, Пречистая».
И в самом деле, за всё время существования в России ни от одной из чтимых икон Божией Матери не было столько чудесных исцелений, сколько совершалось их от Иверской иконы. Она всегда стояла на страже, как скорая помощница людям в бедах, напастях и болезнях. И сегодня великая благодать изливается от чудотворных списков Иверской иконы. Каждый из нас, кто приходит к ним с верою и надеждой получает помощь и исцеление.

Добавление комментариев закрыто.