Богослужения Страстной Седмицы

Богослужения Страстной Седмицы

размещено в: Новости монастыря | 0

С 10 по 12 апреля 2017 года во время Страстной седмицы Церковь совершает последние три Литургии Преждеосвященных Даров в этом Великом Посту, с чтением Евангелия. Наместник монастыря иеромонах Антоний возглавил все богослужения Великого Поста.

Последняя неделя Великого Поста находится уже за пределами Святой Четыредесятницы и посвящена Святым и Спасительным Страстям Господа нашего Иисуса Христа. Дни Страстной седмицы называются Великими.


ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК

В Великий понедельник мы вспоминаем ветхозаветного патриарха Иосифа, сына праотца Иакова и его любимой жены Рахили. Наделенный от Бога даром вещих снов (в которых он видел себя, возвышающимся над своей семьей), Иосиф вызвал зависть братьев. Они продали его в рабство в Египет, предъявив отцу испачканную кровью одежду, как будто брата растерзали звери.

В Египте Иосиф с помощью Божией и благодаря своему благочестию поднялся по карьерной лестнице, через некоторое время был оклеветан женой своего хозяина и попал в тюрьму, но, истолковав сны фараона о грядущих годах сначала изобилия, а потом голода, стал вторым лицом в Египте.

Когда голод добрался до семьи Иакова, братья, не знавшие, что проданный ими много лет назад Иосиф и есть помощник фараона, пришли в Египет, чтобы купить хлеба. Через некоторое время он открылся им, и так Иаков и его дети оказались в Египте.

В этот же день Церковь вспоминает бесплодную смоковницу, проклятую Господом.

Господь Иисус Христос после Своего входа в Иерусалим, проголодавшись, захотел собрать смокв с увиденной им смоковницы, но дерево оказалось без плодов. Господь проклял дерево, и оно тотчас засохло. Удивленным ученикам Он сказал, что по вере без сомнения они могут получить все, о чем они будут просить.

Также в этот день на Литургии Преждеосвященных Даров читается Евангелие о Втором пришествии Христовом (Мф.24:3-35).


ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК

В Великий вторник мы вспоминаем, как в этот день Иисус учил народ — в храме, на горе Елеонской. Христос открывал Своим ученикам духовные истины, облекая их в форму притчи — короткого иносказательного рассказа, взятого из обычной жизни. Дело в том, что учениками Христа были простые люди, а притча, с одной стороны, легка для восприятия и запоминания, а с другой — содержит глубочайший духовный смысл, иллюстрирует Божественные законы на примерах нашей земной, обыденной жизни. Так вот, во время богослужения в Великий Вторник вспоминают притчу о десяти девах, притчу о талантах и рассказ Христа о воскресении мертвых и Страшном суде. Все вместе эти Евангельские чтения призывают верующих к духовному бодрствованию, к тому, чтобы мы не «закапывали в землю» дарованные нам таланты, и, наконец, к тому, чтобы не уставали творить дела милосердия. Господь говорит, что Царствие Небесное унаследуют те, кто накормит алчущего, напоит жаждущего, примет странствующего. Потому что, говорит Господь: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». В Великий вторник в храмах вспоминают крайне важные слова Христа: о Царствии Небесном, Втором Пришествии, о признаках кончины века сего.

Увидев, как люди слушают притчи Христа, первосвященники и старейшины задумывают Его убийство. В ночь на среду совет первосвященников, книжников и старейшин решает хитростью взять Иисуса Христа и убить. Иуда еще будет среди учеников Спасителя, он еще сядет с Учителем за один стол и разделит с Ним трапезу, но убийство уже предрешено и смерть уже рядом… В ночь на среду, в доме прокаженного Симона некая грешница возольет драгоценное миро на главу Спасителя и этим предуготовит Его к погребению. Миром умащивали покойников. Иисус знает это, Он Сам напомнит об этом Своим ученикам…

Так, час за часом, стремительно нарастает напряжение событий Страстной недели.


ВЕЛИКАЯ СРЕДА

В православной церкви утром в среду последний раз служат Литургию Преждеосвященных Даров. Последний раз в храме звучит молитва святого Ефрема Сирина с тремя земными поклонами. Земные поклоны не исполняются вплоть до Пятидесятницы. Великая Среда характерна тем, что вечером этого дня совершается последняя исповедь перед причастием в Чистый Четверг, поэтому священнослужители рекомендуют пройти эту процедуру заранее.

Страстная Среда является третьим днем приготовления миро, то есть особой смеси масел и пряных трав для совершения таинства миропомазания.
Великая среда и сказания о Марии Магдалене и Иуде Искариоте

В Библии указано, что в Великую Среду Иисус Христос, находясь в Вифании, гостил в доме некого Симона, страдавшего проказой. Прослышав о чудесном воскрешении Лазаря, к Иисусу Христу пришла блудница Мария Магдалина с просьбой оказания ей помощи духовного исцеления за свою грешную жизнь. Христос, видя искренность раскаяния и чистоту помыслов женщины, отпустил ей грехи. В благодарность Мария Магдалина омыла слезами ноги Христа и помазала миро его голову.

Апостолы стали упрекать ее за то, что она якобы попусту потратила драгоценное масло. Вместо этого она могла бы продать миро и раздать милостыню нищим. Но Христос защитил Марию Магдалину от укоров своих учеников и возвестил о том, что ему недолго осталось быть на этом свете, ибо через два дня он будет предан одним из них и осужден к смерти. Так, невольно Мария Магдалина подготовила Иисуса Христа к погребению.

Раскаяние Марии Магдалины наглядно показывает верующим истинное покаяние, к которому обязан стремиться прийти каждый грешник. Великая Среда — день, специально предназначенный для покаянных молитв.

В этот же день ученик Иисуса Христа, Иуда Искариот, принимает решение предать своего учителя. Иуда искренне негодовал по поводу пустой, с его точки зрения, траты дорогостоящего миро. Однако, его негодование в отличие от остальных апостолов, было связано с точащим его душу корыстолюбием. Деньги окончательно вытеснили в нем веру в Господа и Великая Среда — день, когда вспоминают это предательство веры. Ему было больно смотреть на бескорыстное помазание Христа Марией Магдалиной. Ведь он мог бы присвоить миро себе. Именно поэтому Иуда исполненный корыстью и алчностью кинулся к первосвященникам предать Спасителя.

У фарисеев и книжников, собравшихся на совет о том, как схватить и убить Иисуса Христа, был один вопрос, что сделать, чтобы не вызвать волнений среди иудейского населения. Ответ на эту задачу дал Иуда, пообещав помочь первосвященникам. За предательство, которым известна Великая Среда, первосвященники в насмешку предложили плату в 30 серебряников. За эту сумму можно было приобрести земельный надел недалеко от Иерусалима. Во столько же оценивали поимку беглых рабов. Однако Иуда согласился на столь ничтожную плату. С этого самого момента Иуда стал искать способ предательства.


IMG_8334


Оставить комментарий